Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
По мере развития общества происходило размежевание знаний на отдельные отрасли. Зарождались география, медицина, астрономия, геометрия и другие науки, имеющие, как правило, непосредственно практическое применение. В дальнейшем произошла дифференциация и в самой философии, а ее предмет все более уточнялся. Сегодня диалектико-материалистическая философия в широком смысле представляет собой и науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, и особую форму общественного сознания, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовных ценностей человека.
Поэтому приходится выступать как против голого сциентизма, который сводит философию к науке и явно преувеличивает роль науки в жизни общества, так и против антисциентизма, сторонники которого склонны полностью отказывать философии в научности, ограничивают ее учением о человеке, философской антропологией.
В чём же своеобразие философии?
Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. Правда, математика тоже абстрактна и в связи с этим претендует на определенную универсальность. Однако математика не обычная наука, а особый, формальный и потому вспомогательный способ описания действительности.
Во-вторых, ей присуще особая рефлексивность. Она рефлексирует саму духовную, прежде всего познавательную, деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являемся результатом самосознания науки, ее предельным основанием.
В-третьих, она обладает мощной ценностной компонентой. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, имеет весьма значительный аксиологический аспект, представляет собой такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы, веру в Истину, Добро и Справедливость, формировать в обществе здоровый нравственный климат, имеющие приоритетное значение общечеловеческие императивы, ценностные ориентации, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. (Ценностный аспект присущ, конечно, и естественно-техническим наукам, поскольку их только методически можно отделить от философии, от всей духовной культуры.) На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли независящие от человека законы развития природы и общества; способен ли человек познать и использовать их в своей деятельности; каковы отношения между людьми, обществом и природой, свободой и ответственностью, добром и злом, истиной и заблуждением; что ожидает нас в будущем? Эти и подобные им вопросы, неизменно встающие перед каждым человеком, перед обществом в целом, и составляют главное содержание философии. Таким образом, гуманизм, человеческое измерение философии являются изначальными в ней.
Рассмотрим структуру философского знания.
Ядро философии составляет теория диалектики — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, система основных принципов, законов и категорий, или — как вслед за Гегелем мы ее называем — Логика с большой буквы.
Понятия теории диалектики имеют универсальный, всеобщий характер, и потому используются во всех без исключения науках, во всех сферах духовной культуры. Исходной парой категорий теории являются „материя" и „сознание", которые в отличие от других категорий диалектики не имеют сквозного характера, тогда как последние проявляются как в области материального, так и в сфере духовного, идеального, в сознании.
Особое место в философии занимает эпистемология (теория научного познания) — наука о том, как человек познает окружающий мир и самого себя. Теория познания располагает своим набором категорий (познание и практика, эмпирическое, и теоретическое, чувственное и логическое, абстрактное и конкретное и т. п.), которые характеризуют познавательную деятельность людей и потому оказываются тоже общенаучными. Исходными в теории познания являются понятия „познание" и„практика".
В структуру философии входит социология. Это наука о закономерностях и движущих силах развития общества. Она располагает своими категориями, среди которых важнейшими являются понятия общественного бытия и общественного сознания, производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки и т. п.
Из социологии, которую часто называют социальной философией (включая в нее философию истории и прикладную социологию), уже давно выделились такие дисциплины, как этика, эстетика, теория религии и атеизма (а позже и политология), которые являются относительно самостоятельными науками. Все они обладают своими, специальными категориями. Этика, например, оперирует понятиями добра и зла, эстетика — красоты, трагического, комического.
Философские категории, таким образом, образуют как бы три уровня. Первый уровень составляют категории теории диалектики, имеющие универсальный характер. Затем следуют социологические понятия и, наконец, третий уровень — категории „частных" философских наук, характеризующих отдельные области социальной действительности. Категории всех трех уровней находятся в состоянии координации и сложной субординации. Этика, например, использует не только универсальные понятия диалектики и более общей по сравнению с ней общесоциологической теории, но и, естественно, свои собственные категории. В силу неразрывного единства духовной культуры она пользуется также многими другими понятиями.
Таким образом, философия суть сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором можно выделить ряд относительно самостоятельных дисциплин, обладающих своей спецификой.
Возникает вопрос, почему же не являются философскими науками психология, логика, философские вопросы естествознания и техники.
Дело в том, что формальная логика и психология отделились от философии еще в прошлом веке, хотя, конечно, знакомство с ними в курсе философии необходимо, тем более, что в средней школе в качестве самостоятельных дисциплин они теперь не преподаются. (С введением в 1985 г. курса основ информатики и вычислительной техники этот пробел в какой-то степени восполняется.)
Что касается философских вопросов естествознания и техники, то они не имеют статуса самостоятельной философской науки и преподаются по традиции в качестве отдельной учебной дисциплины.
Kypc философии содержит также историко-философский раздел, поскольку без изучения истории философии трудно овладеть должной философской культурой, хотя история и содержится в теории в снятом виде.
Такова в общих чертах структура философии как особой формы общественного сознания, особого рода духовной деятельности и специфической науки. Характерно, что через этику, эстетику, основы теории религии и атеизма, политологию философия органически связана с такими формами общественного сознания, как моральное, художественное, религиозное, политическое. Она тесно связана с правовым сознанием, а также с наукой.
Итак, философия обладает особым статусом. При этом категории даже отдельных, „частных" философских наук имеют мировоззренческое значение, поэтому она являет собой целостное духовное образование, занимая ведущее место в системе культуры.
Дальнейшая гуманизация (и гуманитаризация) марксистской философии — главная линия ее перестройки, преодоления в ней схоластического теоретизирования, излишней идеологизации, технократизма и догматизма, разрыва между словом и делом, имевших широкое распространение в прошлом. Называя философию марксистской, мы подчеркиваем то обстоятельство, что именно Маркс внес наибольший вклад в становление диалектико-материалистичеркой теории.) Обновляемая диалектико-материалистическая философия является философией подлинного гуманизма и исторического оптимизма; она способствует формированию активной жизненной позиции.
Центральной проблемой философии является проблема человека. И если основным вопросом всякого мировоззрения выступает вопрос об отношении человека к миру, то основным вопросом философии соответственно — неразрывно связанный с ним вопрос об отношении сознания к материи.