Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Вскрыв противоположность сознания материи, Декарт рассматривал их как две совершенно не связанные между собой субстанции (дуализм). Но как ученый-естествоиспытатель он в своем учении о материи стоит на материалистических позициях, раскрывая такие ее неотъемлемые и всеобщие свойства, как движение, бесконечность, многообразие проявлений. В этом смысле Декарт отделил свою физику от своей метафизики, философии. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Он ввел понятие переменной величины и систему координат в математике.
Абсолютно противопоставляя материю и сознание, Декарт в своей философии вместе с тем должен был каким-то образом объяснять связь между ними в процессе познания. Поэтому он вынужден был постулировать наличие врожденных идей в нашем сознании, источником которых, по его мнению, является бог.
Подобные отступления Декарта, как и других представителей науки и передовой философии XVII в., в сторону религии, были вынужденными и обусловливались деистическим признанием бога как первопричины мира. Однако представления Декарта о врожденных идеях (априоризм) встречали резкую критику со стороны многих мыслителей, в частности Локка. Опираясь на материалистические принципы в трактовке ощущений как источника всякого знания, Локк утверждал, что все, чем обладает наше сознание, - результат обучения. Если бы врожденные идеи имели место, человек обладал бы определенными знаниями от рождения. Но на деле этого нет. Локк выдвигает ряд других аргументов против априоризма.