Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.
Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-историческими условиями страны. Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, как это было в Англии и Франции, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно усложненной форм* философских систем и теорий. Идеологи немецкой буржуазии предпочитали компромисс между новыми и старыми общественно-политическими взглядами. В то же время прогресс науки, опыт буржуазных революций в Европе (особенно французской революции 1789 - 1794 гг.) создавали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, результатом чего и явилась выработка в рамках классической немецкой философии идеалистической диалектики.
И. Кант (1724 - 1804) является родоначальником классической немецкой философии. В его философском учении отчетливо проявляются два этапа - докритический и критический. В первый период философия Канта характеризуется в основном как стихийно-материалистическая. Он выдвигает космогоническую гипотезу образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, тем самым пробивая брешь в метафизическом мировоззрении, господствовавшем в естествознании XVIII в. Столь же важна его идея о замедлении вращения земли вследствие морских приливов. Кант является выдающимся естествоиспытателем, обогатившим науку важными идеями и открытиями.
Начиная с 1770 г. Кант развивает свою так называемую критическую философию. По Канту, имеются два ствола человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Тем самым он во многом преодолевает крайности предшествующих ему эмпиризма и рационализма.
В теории познания Кант, по существу, совершает „коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс ; своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Поэтому наши представления о вещах всегда отличаются от „вещи в себе", вернее, „самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, „вещь для нас", т. е. непосредственно воспринимаемый нами мир, есть сторона „вещи самой по себе".
Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к, чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т. е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: что я могу знать? на что я смею надеяться? что я должен делать? На первый вопрос отвечает метафизика (философия), на второй - религия, на третий - мораль. К сожалению. Кант не сумел полностью избежать элементов агностицизма, априоризма и даже, дуализма.
Заслугой Канта является и то, что он, в частности в работе „Критика практического разума", преодолевает концепцию европейских просветителей: (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией, он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в этом мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.
Продолжая и доводя до наиболее полного выражения идею общественно-договорной концепции государства, Кант считал, что именно такой индивид может стать субъектом государства и общества как объединения множества людей подчиненных правовым законам. Кантовская концепция человека и его принцип категорического императива, требующий рассматривать человека как высшую цель (а не как средство), являются основой его гуманизма и учения о правах личности и уже потому заняли свое достойное место в современной культуре. С этих же позиций он формулирует идею вечного мира между народами как принцип международного права, идею отказа от насилия в отношениях между государствами и народами.Следуя Канту и также называя свою философию критической, И. Г. Фихте (1762- 1814), отбросив, однако, кантовскую „вещь в себе", пошел по пути субъективного идеализма, и волюнтаризма, считая, что не-Я (внешний мир) целиком суть продукт деятельности познающего субъекта-Я. Столь же идеалистически он строит и свою концепцию человека и общества.