Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Все существующее, по Гегелю, лишь покров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа - Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяет пройденное в духовной форме развитие; затем, наконец, в человеческом познании Абсолютная идея познает самое себя.
Раскрывая движение Абсолютной идеи как объективный процесс диалектического развития, Гегель, по существу, в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представляет собой совокупность процессов развития, сущность которого выражается в законах диалектики.
Ошибка Гегеля заключалась в том, что эти законы он не выводит из природы и истории, а навязывает им как законы мышления. В философии немецкого мыслителя имеется и неразрешимое противоречив: поскольку Абсолютная идея завершает свое развитие в абсолютном самопознании, Гегель выступает как метафизик, искусственно пресекающий во имя своей системы диалектический, бесконечный процесс движения. (В своем утверждении о несовместимости диалектики с материализмом Гегель был прав в том смысле, что с диалектикой действительно был несовместим тот материализм, который был известен Гегелю, т. е. механистический материализм.)
История рассматривается Гегелем в соответствии с его общей системой: всемирно-исторический процесс представляется как осуществление Мирового разума, который реализует свои цели через потребности, интересы и страсти людей („хитрость Разума").
Абсолютизируя роль государства, Гегель писал, что „вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исключительно благодаря государству". Б. Рассел заметил, что у Гегеля не государство служит человеку, а, наоборот, человек — государству, что может привести к оправданию любой внутренней тирании и внешней агрессии. Гегель решительно отвергал идею Канта о вечном мире, рассматривая войну как средство решения межгосударственных конфликтов.
Противоречивость философии Гегеля обусловливалась двойственностью в общественно-политической жизни первой половины XIX в. Идеализм и консерватизм его системы использовались реакционерами для оправдания изживших себя порядков и общественных форм, диалектика же использовалась передовыми силами общества как теоретическая основа для борьбы за прогресс.
Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л. Фейербах (1804- 1872)- философ-материалист, выступивший против гегелевского объективного идеализма и официальной религии в главном своем произведении „Сущность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалектика Гегеля, сыграл роль основных теоретических источников философии марксизма.