Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Если следовать действительным фактам и принципу историзма, то необходимо признать, что Маркс и Энгельс шли сложным, самостоятельным путем к формированию диалектико-материалистической концепции. И это отнюдь не был переход от идеализма к материализму, как это изображалось во многих учебных пособиях по философии. Маркс даже в юношеские годы не был идеалистом в подлинном смысле слова, и отдельные его высказывания по этому поводу не могут являться основанием для причисления к идеалистам.
Критика философии Гегеля и Фейербаха осуществлялась ими с позиций самостоятельного размышления о материализме и диалектике. Для того чтобы убедиться в этом, следует обратиться, например, к письму Маркса-студента к отцу (1837г.), тетрадям по истории 'эпикурейской, стоической и скептической философии (1839 г.), докторской диссертации „Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841 г.), „Экономическо-философским рукописям"(1844г.), „К критике гегелевской философии права" (1844г.). Надо было иметь уже солидную философскую подготовку, чтобы приступить к критическому анализу гегелевской концепции абсолютного идеализма и антропологического материализма Фейербаха, который, кстати, был современником Маркса и Энгельса.
Немецкая классическая философия действительно оказала противоречивое влияние на всю духовную обстановку Германий того времени, в рамках которого шел процесс формирования духовного мира основателей диалектико-материалистического учения. Однако это влияние необходимо понимать не в бук вальном смысле, не в следовании Маркса и Энгельса Гегелю и Фейербаху, а в приобщении к выдвинутым ими проблемам революции (Германия в 40-е гг. находилась накануне такой революции), человека, его отчуждения, прав и свобод;
субъекта истории и движущих сил истории; познания и революционного преобразования общества и многим другим. Маркс и Энгельс все больше убеждались в том, что ни диалектика Гегеля в ее мистической форме, ни материализм Фейербаха с его абстрактным подходом к обществу и человеку не могли способствовать решению этих проблем, поэтому шел процесс поиска более адекватного метода.
Эволюция философских взглядов Маркса и Энгельса не представляла собой прямолинейного процесса восхождения от низшего к высшему. Она включала в себя и моменты отрицания ранних романтически-гуманистических воззрений, к возвращение к прежним теоретическим положениям и принципам, рассматриваемым в свете происходящих изменений в обществе. В этом эволюционном процессе большое место занимает продуцирование новых идей по мере углубления, изучение действительности. „Предпосылки, с которых мы начинаем, -отмечали Маркс и Энгельс в „Немецкой идеологии", - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это -действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми так и те, которые созданы их деятельностью. Таким образом предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем.
В этой работе с достаточной определенностью проявляется материалистическая позиция Маркса и Энгельса, которая сформировалась у них прежде всего на основе анализа тех условий, которые сложились к этому времени в Германии. Это позволяло им осуществить развернутую критику односторонних положений философии Фейербаха, начатую Марксом -„Тезисах о Фейербахе". Среди этих положений выделялись три: а) созерцательный характер материализма Фейербаха, б) сугубо антропологический подход к решению проблемы человека; в) идеалистическое в целом понимание истории. В процессе критического анализа Маркс и Энгельс подчеркивали, что познание является активной предметно-практической деятельностью, в результате которой происходит очеловечивание природы, объективирование знаний о ней.
Качественно иным, чем у Фейербаха, было и понимание человека как биосоциального существа. Маркс и Энгельс разработали системный подход к человеку, что позволяет говорить о самостоятельности их философских взглядов.
Маркс критиковал Гегеля и Прудона в „Нищете философии" (1847 г.) за то, что для них человек - щепка на волнах судьбы, актер, который покорно играет по сценарию, написанному объективным Разумом. Маркс же, напротив, признавал за человеком авторство и актерство своей собственной драмы, а всю историю считал не чем иным, как результатом его деятельности.
Маркс и Энгельс показали также несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, коренящиеся в материальных условиях жизни общества. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в научный оборот понятие „материалистическое понимание истории", суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению ко всем сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать, так как духовная жизнь общества имеет собственные законы развития и оказывает все возрастающее влияние на материальные условия, ускоряя или замедляя их развитие.
Отношение Маркса и Энгельса к философии Гегеля, как и Фейербаха, не было односторонним. Оно отличалось творческим подходом, конструктивностью критики тех или иных идей. Маркс, обращаясь к гегелевской философии как сложной системе, был уже в значительной степени подготовлен к ее анализу, выявлению рационального и мистического, исторического и логического, существенного и преходящего. Материалистическое восприятие мира позволило ему обнаружить ложное основание гегелевской философской системы и сформированного в ее рамках метода.
Основой для формирования отличного от гегелевского метода, его альтернативой Марксом была признана объективная действительность, именно та материальная действительность, которую Гегель изначально игнорировал. Несмотря на все это, Маркс на протяжении всей теоретической деятельности обращался к философии этого выдающегося немецкого мыслителя с целью творческого приобщения к богатству ее содержания. Материализм и диалектика в марксистской философии приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.
Очень часто философские учения независимо от их материалистической или идеалистической направленности тяготели и тяготеют к естествознанию, находя в нем определенный материал для обоснования тех или иных концепций. Процесс становления диалектико-материалистической философии в еще большей степени нуждался в союзе с естественными и техническими науками. Они подкрепляли убеждение в объективности законов развития не только природы, но и общества, в их общности и различии, познаваемости и практическом использовании приобретенных знаний.
Уже в XIX в. естествознание стало упорядочивающей наукой, позволяло получить знания о процессах, о происхождении и развитии вещей, о связях, соединяющих процессы природы в единое целое. Среди естественных наук особо выделялись степенью своей развитости физиология растений и животных, эмбриология, геология, химия, физика и др. Познание взаимосвязи процессов, которые протекают в природе, двинулось гигантскими шагами вперед благодаря прежде всего трем великим открытиям: клетки; закона сохранения и превращения энергии; эволюционного учения Ч. Дарвина.
Развивающееся естествознание объективно вытесняло метафизический метод познания, который до этого там существовал, создавая предпосылки для формирования диалектико-материалистического понимания природы. Маркс и Энгельс, обобщив достижения естествознания своего времени, получили естественноисторическую базу для обоснования внутреннего единства материализма и диалектики. Сомнения и противоречия уступали место концептуальному подходу, постулирование - обоснованному выводу о проявлении универсальных законов бытия. Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамичную систему было принципиальным шагом вперед по сравнению с традиционной социологией.