Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Философско-социологические концепции претерпевают определенные модификации в зависимости от изменения исторических условий, в которых они продолжают свой относительно самостоятельный путь, и субъективно-личностных качеств мыслителей, принимающих участие в их разработке. Это в равной степени относится и к диалектико-материалистической философии. Принцип историзма в этой связи является важнейшей методологической основой для понимания сложного и противоречивого процесса развития как в философской, так и естественнонаучной теории.
Развитие диалектико-материалистической философии, конкретизация отдельных ее положений, их адаптация к национальным условиям разных стран осуществлялись на рубеже XIX-XX вв. А. Бебелем, П. Лафаргом, А. Лабриолой, В. И. Лениным, И. Мерингом, Г. В. Плехановым и др. Каждый из них внес ту или иную лепту как в распространение марксистского учения, так и в разработку отдельных его проблем с учетом новых требований естественнонаучного и общественного характера.
В России одним из первых марксистов-философов был Плеханов. Его теоретические труды по истории философии, социологии, эстетике („Очерки по истории материализма", „К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", „К вопросу о роли личности в истории", „История русской общественной мысли" и др.) оставили заметный след в эволюции диалектико-материалистического учения.
Значительный вклад в разработку проблем социальной философии, познания, практики, материалистической диалектики в духе марксизма внес Ленин („Материализм и эмпириокритицизм", „Философские тетради", „Исторические судьбы учения Карла Маркса", „Государство и революция" и др.). Противоречивость его суждений по ряду вопросов, ситуацийность оценок некоторых социальных явлений, избыточная резкость критики взглядов своих идейных противников сочетались с умением использовать диалектико-материалистический метод для решения конкретных экономических, политических и управленческих задач.
Уделив большое внимание проблемам социальной философии, что органически было связано с революционной ситуацией в России, Ленин, к сожалению, во многом воспринял более „поздний" этап развития марксистской теории. А именно в этот период приобрели определяющее значение такие понятия, как „диктатура пролетариата", „разрушение старого общества", „уничтожение частной собственности", „машина классового подавления", „революционное насилие" и др. Философия приобретала откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как „повивальную бабку истории".
Ленин и его сподвижники, используя революционную ситуацию, стремились провести в жизнь левокоммунистические установки, принципы радикализма и военного коммунизма. Если у Энгельса в позднее время появилось теоретическое положение об исключительности государственной собственности при социализме, то у Ленина - о капиталистической монополии как ближайшей предпосылке нового строя. Идеологизация и политизация философии, особенно ее социальной концепции, стали совершившимся фактом.
После смерти Ленина, которая существенным образом повлияла на всю обстановку в России, диалектико-материалистическая философия постепенно стала утрачивать свою цельность и методологическую значимость. Ее многочисленные представители были втянуты в дискуссию, которая способствовала их дифференциации на противостоящие друг другу группы: „механистов" и „диалектиков". Первую из них возглавляли Л. И. Аксельрод и К. А. Тимирязев, „диалектиков" -последователь Г. В. Плеханова А. М. Деборин. Дискуссия прежде всего касалась методологического статуса марксистской философии и ее отношения к естественным наукам. „Механисты" утверждали, что не может существовать обособленной сферы философствования. „Диалектики", напротив, склонялись к тому, что философия обладает самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.
„Механисты", растворяя философские принципы в общих выводах естественных наук, по существу, отказывались от методологической основы анализа достижений естествознания „Диалектики", обращаясь к идеалистическому диалектическому методу Гегеля, также не могли дать правильного осмысления развития естественных наук на рубеже XIX-XX вв.
„Механисты" демонстрировали негативное отношение к теоретической физике XX в., особенно к теории относительности А. Эйнштейна. Один из лидеров этой школы К. А. Тимирязев обвинил всю физику и ее представителей в идеализме, поскольку они заменили наглядные модели абстрактно-математическими построениями. Математизация физики рассматривалась как чуждый ее природе процесс. К идеалистам, а следовательно, врагам марксизма, он причислял таких выдающихся ученых, как П. П. Лазарев, В. И. Вернадский, Л. С. Берг и др. В последующие годы с усилением авторитарной власти и идеологической ортодоксии ученые оказались в очень трудном положении.
„Диалектики" не занимали столь непримиримой позиции по отношению к естественным наукам, однако они также были далеки от плодотворного философского обобщения их результатов. Их основные усилия были направлены на то, чтобы осовременить гегелевскую диалектику.
Полемика, которая развернулась в 20-е гг. между „механистами" и „диалектиками", охватила и белорусских философов. На рубеже 20-30-х гг. развертывается движение за „диалектизацию" науки и философии. Центрами такого движения стали философские кафедры Белгосуниверситета, Коммунистического университета, Ипбелкульта (с 1929 г. - АН БССР). Здесь находились основные кадры обществоведов, среди которых следует выделить Б. Э. Быховского, С. Я. Вольфсона, Г. М. Выдру, В. М. Игнатовского, С. 3. Кацзнбогена, В. И. Пиче-ту, В. А. Сербента. В 1922 г. был выпущен первый в стране учебник С. Я. Вольфсона „Диалектический материализм", который переиздавался 7 раз.
В последующем многие участники философских дискуссий были репрессированы. Сталин и его окружение считали дискуссии непозволительными в условиях господства марксизма-ленинизма, установив политический и идеологический диктат.
В основе диктата имеется совокупность причин, объективных и субъективных факторов. Один из них - это канонизация марксизма, догматизация его принципов, монополизация „творческого развития" одним лицом, группой лиц или анонимным коллективным автором (компартия, ее пленумы, съезды). После узурпации власти Сталиным последний стал единственным и непогрешимым толкователем марксизма-ленинизма, его „корифеем". Все богатство содержания, по существу, было сведено к классовости и партийности, а диалектико-материалистическая философия приобрела уродливый, схематизированный вид. Сталин писал, что марксизм как наука может сохраниться, развиваться и обогащаться на основе нового опыта классовой борьбы пролетариата. Отсюда делался вывод о ее обострении в процессе строительства социализма со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Деление философии на материализм и идеализм в этот период приобрело гипертрофированный характер, а борьба против идеализма была возведена в ранг государственной политики во всех сферах общественной жизни, в том числе и в науке.
Возможностей для проявления самостоятельности философского мышления не существовало. Творческие дискуссии по актуальным философским и естественнонаучным проблемам были редкостью, а если и проводились, то различного рода абсурдные ярлыки типа „меньшевиствующий идеализм" и политические оценки стали основным методом подхода к инакомыслящим авторам и их научным работам.
Во время „организованного упрощения" культуры (по характеристике пролеткультовцев), в том числе и философии, наблюдается последовательное свертывание диалога между философами-марксистами и представителями других философских направлений. Так, в 1922г. стали применяться репрессивные меры по отношению к инакомыслящим, которые в последующем приобрели гигантские масштабы, охватив почти все слои населения. Из страны была выслана большая группа творческой и научной интеллигенции (161 человек), среди которых были такие философы, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин и др. Начались гонения и на известных деятелей белорусской культуры, таких как Я. Ю. Лесик, С. М. Некрашевич, В. В. Ластовский, А. И. Цвикевич и др., в наследии которых имеется немало привлекательных идей, концепций, суждений. Во взглядах многих представителей русского религиозного идеализма того периода тоже содержались глубокие и плодотворные идеи, которые и в настоящее время не утратили своей актуальности.
Расправившись с идеализмом и его представителями, „культовая философия" стала безраздельно господствовать в обществе, которое шло по пути формирования тоталитарной системы, административно-командного метода. Официальные философы сталинского времени Б. Митин, П. Юдин, М. Каммари и другие стали главными интерпретаторами марксистской идеологии. С их помощью работы Сталина были возведены в ранг высшего образца творческого марксизма. Особенно это проявилось после выхода в 1938 г. очерка Сталина „О диалектическом и историческом материализме", который вошел в „Краткий курс истории ВКП(б)". В нем диалектика как метод излагалась в отрыве от материализма, все содержание философии было сведено к нескольким чертам, которые рассматривались в отрыве друг от друга.
Односторонность, примитивизм, раболепство стали доминирующими во всех последующих работах данного периода, посвященных развитию естественных и общественных наук. Все те, кто так или иначе противостоял официальной философии, стремился к самостоятельности суждений и выводов, были расстреляны или умерщвлены в ГУЛАГе (Н. А. Карев, И. К. Луппол, Я. Э. Стен, С. Ю. Сенковский, Г. Г. Шпет, П. А. Флоренский и многие другие). Массовые репрессии охватили многих представителей интеллигенции Белоруссии.
Как известно, философия, независимо от разнообразия школ и течений, не может развиваться без анализа и обобщения естественнонаучных и технических знаний. Отношение философии к естествознанию и технике в различные исторические периоды менялось. Оно характеризовалось доброжелательностью и враждебностью, творческим сотрудничеством и его полным отрицанием. В условиях культа личности отношения между философией и естествознанием отличаются чрезвычайной сложностью и противоречивостью, а иногда и враждебностью. Навязываемая догматизированная философская императивность вызывала протест со стороны многих естествоиспытателей, мешала проявлению свободы творчества, культивировала конформизм. Достаточно сослаться на судьбы генетики и кибернетики, физики и химии и т. д.
Все то новое, что не отвечало философским догматам сталинского образца, объявлялось псевдонаукой. В редакционной статье журнала „Естествознание и марксизм" (1930 г.) утверждалось, что „философия, естественные и математические науки так же партийные, как и науки экономические или исторические". При таком подходе к естествознанию, который противоречил диалектико-материалистической философии, оно оказалось полностью идеологизированным и политизированным.
По своему содержанию диалектико-материалистическая философия не содержит чего-либо негативного по отношению к естествознанию и технике, однако в условиях тоталитаризма, различного рода культов и культиков она превращалась в политизированное средство подчинения всей духовной жизни общества заранее установленным правилам, стереотипам и догмам. Получалось, что не философские принципы должны сообразовываться с происходящими изменениями во внешнем мире и соответственно менять свою форму и содержание, а все эти изменения подверстывались под якобы незыблемость принципов, раз и навсегда данных.
Диалектико-материалистическая философия, несмотря на сложные условия (начиная с 1917г. до настоящего времени), в основном сохранила свое методологическое значение, приобрела немало плодотворных идей в работах известных советских ученых; общественников и естественников, историков философии, этиков и эстетиков (П. Копнин, И. Фролов, М. Овсянников, П. Н. Дубинин, Б. Кедров и др.).
В Белоруссии за продолжительный период сформировался большой отряд философов-специалистов, которые разрабатывают современную теорию познания, различные аспекты диалектики, философские вопросы естествознания и техники, историю белорусской общественно-политической мысли, социологии и культуры.
Не обратить внимание на это обстоятельство нельзя. Это означало бы пренебрежение к развитию духовной национальной культуры, составной частью которой является философия. Никакой тоталитаризм не может полностью парализовать живую мысль; другое дело, что он препятствовал ей проявиться <во всем многообразии и полноте.
Купчин Н. С. Идеи материализма и диалектики в трудах естествоиспытателей Белоруссии. Мн., 1972; Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973; Шалькевич В'. Ф. Философская мысль в Белоруссии. Мн., 1976; Майхрович А. С. Белорусские революционные демократы. Мн., 1977; Мохнач Н. Н. Общественно-политическая и эстетическая мысль Белоруссии начала XX в. Мн., 1985; и др.
Диалектико-материалистическую философию не следует рассматривать как истину в последней инстанции. Ее жизнеспособность, научный характер и теоретико-методологическая значимость во многом зависят от степени самообновления, от уровня самокритики, от способности к восприятию всего нового, что рождается в духовной жизни общества, практической деятельности людей, в современной научно-технической революции.