Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Законы диалектики являются и законами и бытия и познания.
Законы диалектики – это объективные связи, существующие вне и независимо от субъекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления.
Закон единства и борьбы противоположностей логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущую силу развития. Для его рассмотрения необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся: «тождество», «различия», «противоположность», «противоречие», «борьба».
Различия – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Тождество – это прежде всего равенство явления самому себе, предполагающие различие: каждое явление и тождественно самому себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своём единстве.
Противоположность выражает одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как, скажем, силы действующие в различных направлениях на какое-то тело. Что бы стать источником развития противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредпологать друг друга.
Важнейшие особенности противоположностей:
1. не всегда противоположности взаимодействуют (например правое и левое, верх и низ)
2. не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие
Методологическая роль закона единства и борьбы противоположностей состоит и в том, что он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.