Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Теоретический анализ общества, его познание предполагают рассмотрение общества в качестве целостного организма, элементы которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Важнейшей философской проблемой при этом является вопрос о том, как взаимодействует общественное сознание с общественным бытием, каким образом соотносятся субъективные цели людей с объективными условиями их деятельности.
Поиски оснований исторического процесса осуществлялись во всех философских системах. Тем самым формировалось определенное мировоззрение и те или иные методологические установки для частных общественных наук. При этом процесс познания во многом определялся ценностными ориентациями исследователя.
Характерны в этом отношении взгляды мыслителей органической школы - социобиологии, возникшей в конце XIX в. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле и др.) отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь с помощью биологических закономерностей. В XX в. эта концепция постепенно утрачивает свою популярность, ибо является редукционистской.
Значительно большую аналогию мы наблюдаем между обществом людей и сообществом животных, птиц, насекомых. Так, например, у пчел имеется строгое "разделение труда" между "сторожами", охраняющими вход в улей, трутнями, рабочими пчелами. Рабочие пчелы в улье всегда ждут определенной частоты вибрацию, которую воспринимают с помощью лапок как сигнал возвращения "пчел-разведчиков". По этому сигналу они как по команде вылетают из улья и, "изучив" характер танца разведчиков, показывающий им направление и примерное расстояние до места питания, дружно летят к этому месту. Пчела-сторож, находящаяся у входа в улей, не обращает внимания на пролетающих мимо рабочих пчел, но очень чувствительна к тону звука пчел-воришек, даже если те находятся сравнительно далеко (трутень по размерам, окраске и форме тела не отличается от рабочей пчелы, но выдает себя характерным звуком). "Часовые" термитов сообщают о приближении опасности жителям своего холмика выстукиванием головой сигнала тревоги о стенки туннеля. В стае пингвинов наиболее опытным поручается заниматься "воспитанием" детенышей.
Подобные примеры целесообразной организации образа жизни в живой природе свидетельствуют о генетической, исторической связи мира насекомых, птиц, животных с обществом людей, хотя такая четкая организация - следствие естественного отбора, не более того.
Методологически ограничен и антропологический принцип объяснения общества и человека как части природы. Исходя из этого принципа, Фейербах, например, рассматривал человека как чувственно-телесное и страдающее существо, обладающее неизменным стремлением к достойному существованию. А поскольку феодальный №ет, религия, государство противоречили естественной природе человека, обосновывалась правомерность их устранения.
Теоретическая модель общества, сконструированная мыслителями ХУШ-ХК вв., не могла объяснить действительный исторический процесс. Приверженцы прежней философской антропологии выдвигают в наше время категорию "человек" в качестве антитезы понятиям "общество" и "природа". Духовное содержание личности при этом рассматривается как обусловленное не общественными отношениями, а творимое лишь самим собой. (Ныне философская антропология является составной частью социальной философии).
С попытками объяснения общественной жизни выступает и теория социального действия, возникшая в 20-е годы нашего столетия (М. Вебер, Ф. Знанецкий). Ее исходным пунктом является идея, согласно которой решение социальных проблем следует искать не в изменении объективной действительности, а в преобразовании взглядов, представлений субъекта.
Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в его целостности и развитии. Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд, который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.
Побудительным мотивом И детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.
В отличие от обычных связей организма со средой, человек в процессе труда воздействует на предмет труда с помощью средств труда, в которых он обретает как бы искусственные органы, увеличивающие могущество человека, усиливающие его за необходимой информацией, накапливаемой и хранящейся, а затем передающейся благодаря деятельности особых социальных институтов, с помощью средств духовной и материальной культуры.
Такова модель общества и структура процессов, харак3теризующих его жизнедеятельность.