Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Философия науки

доступно

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Философские идеи как эвристика научного поиска.

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

1.Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет иссле­дования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифо­логической и т. п.) служит предпосылкой и условием для разра­ботки физической, биологической и других картин мира в каче­стве универсальной онтологической установки.

Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее), но и обладает прогностическими функ­циями.

2. Философия «вооружает» исследователя знанием общих за­кономерностей самого познавательного процесса, учением об ис­тине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Философия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности по­знавательного отношения, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его досто­верности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т. д.

Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с опреде­ленной «сеткой логических категорий»: Переход науки к анализу новых объектов ведет к переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответству­ющая новому типу объектов, то последние будут воспроизводить­ся через неадекватную систему категорий, что не позволяет рас­крыть их сущностные характеристики. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего по­нятийного аппарата. Применение разработанных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обога­щению категорий и развитию их содержания.

В последнее время возрос интерес к анализу новых тенденций в развитии теории познания, к приведению ее содержания в со­ответствие с новым этапом развития современной науки. В этой связи активно обсуждаются, в частности, проблемы объекта и объективности познания (с критикой «натуралистического объек­тивизма»), зависимость утверждений о существовании объектов от определенной концептуальной системы, взаимосвязь научно­го познания и его методологии с ценностно-целевыми ориен­тирами; более строгий учет относительности объекта к средствам, операциям и методам познавательной деятельности субъекта, который все чаще понимается как «коллективный субъект» науч­ного познания.

Новое осмысление объективности знания через включение в арсенал рациональности «нетрадиционных» характеристик влечет за собой дальнейший, более глубокий анализ взаимосвязи этих ха­рактеристик и объединение гносеологических и социологических «концептуальных схем» в единую теорию познания. Важнейшие перемены происходят в теории познания в связи с бурным разви­тием и введением в сферу науки сложных, самоорганизующихся, целостных, саморазвивающихся систем, в том числе и «человеко-размер ных» (биотехнология, экология, информатика, социо­культурная сфера и т. п.). Все более широко в проблемное поле гносеологии входят вопросы социокультурной детерминации объектов познания.

3. Философия дает науке наиболее общие принципы, форму­лируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реаль­но функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универ­сальных норм, требований, которые субъект познания должен ре­ализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, фи­лософия выступает в качестве предельного, самого общего мето­да научного исследования. Этот метод, однако, не может заме­нить специальных методов частных наук.

4. От философии ученый получает определенные мировоз­зренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитар­ных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но также нравственно-эмоциональные, эс­тетические и другие человеческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем при­надлежащие человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критической «селекции», т.е. аккумуля­ции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) сле­дующим поколениям. Тем самым она предлагает ученому различ­ные варианты миропонимания («возможные миры», «мировоззрен­ческие образы»), которые всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта — практического, познавательного, ценнос­тного, эстетического и других. Философия (особенно в ее «экзис­тенциальных вариантах») «поставляет» ученому огромный материал для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на свое место в нем), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентации, его интересов, пристрастий, нравствен­ных принципов и т. д. и т. п.

5. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных), Это наиболее активно происходит в периоды «крутой ломки» понятий и прин­ципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — ру­ководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует.

Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы «при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследо­ванию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается в том, что из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением». Но не только с ним, а также с философско-методологическими и иными ориентациями ученого.

Философские принципы в качестве селекторов «работают» только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т. п.).

Философские принципы — лишь один из многих факторов научного поиска — наряду с опы­том, воображением, фантазией, интуицией и т.п. Если такие принципы адекватно отражают объективную реальность и ее атрибуты, то выбор (при прочих равных условиях) может при­вести к успеху, и наоборот. Непосредственной целью выбора, стро­го говоря, отнюдь не является «нахождение истины». Последнюю способны обнаружить только опыт, наблюдение, эксперименты.

6. Существенное влияние на развитие познания философия ока­зывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.

Таковы, в частности идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв.

Говоря о соотношении гуманитарного образования, есте­ствознания и западной культуры, Гейзенберг считал, что во всех современных науках (особенно естественных) имеются признаки их общего истока, который «кроется, в конечном счете в античном мыш­лении». Вот почему очень полезным делом является изучение философии (в ее самых различ­ных формах и направлениях) представителями частных наук, что и делали великие творцы науки.

7. Философско-методологические принципы в их единстве выпол­няют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как реша­ющий критерий, но дополняют его - особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, напри­мер, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность конк­ретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, что­бы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными.

8. Интегративная (синтетическая) функция философии — сис­темное, целостное обобщение и синтез (объединение в новом об­разе) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не простое механическое соединение частных проявлений этого опы­та, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

Для философии, как и для всей современной науки, характерны именно синтетические, интегративные процессы — внутридисциплинарные, междисциплинарные, между естествознанием и соци­ально-гуманитарными науками, между философией и наукой, меж­ду научным и вненаучным знанием, между формами обществен­ного сознания и т.п.

Несмотря на несходство, а порой конфликты между отдельными философскими учениями, философия по существу своему интег­ральна и синтетична. Она выражает в своих категориях многообраз­ный человеческий опыт и потому является «метаязыком» всех его проявлений, самым общим «интегратором» познания и практики, в том числе и их методов («интеграция по методу»).

9. Критическая функция философии нацелена на все сферы человеческой деятельности —на познание, практику, на общество, на социальные от­ношения людей.

Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны, позитив­ные и негативные моменты. Существуют две основных формы критики; а) негативная, разрушительная, «тотальное отрицание», от­вергающее все и вся; б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая позитивное (но переработанное) содержание старого в новом, предлагающая конк­ретные пути решения проблем, эффективные способы преодоления заблуждении. Конструктивная критика нацелена на развенча­ние многоразличных заблуждений, догм, суеверий, предрассудков, стереотипов, «идолов разума» и т. п.

Философская критика мысли должна быть тесно связана и пе­рерастать в критику социальной действительности. Критикуя идеи существующего мира, философ — вольно или невольно — крити­кует и сам этот мир. Отсутствие критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, восхвалени­ем чего-либо вместо объективного анализа.

 

Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется методы, формы и кон­цепции «нижележащих» методологических уровней. Философский метод дает ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли.

Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотвор­но осуществлять лишь постоянно соотнося себя с другими уровня­ми методологического знания, реализуя свои потенции в них и че­рез них. Так, например, философский принцип единства необходи­мости и случайности может успешно «сработать» только тогда, когда будут учтены те общенаучные представления о случайности, которые разработаны в теории веро­ятности, теории информации, кибернетике, синергетике и т.д.

Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучной методологической рефлексии не «отменяет» фи­лософские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы все­гда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы сте­пени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории «пронизы­вают» науку на каждом из этапов ее развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и ее соотношения с заблуждением, традиционно трудными для ученых являются проблемы взаимо­связи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов. На них «узкий специалист» неиз­бежно «натыкается» и вынужден так или иначе их решать, равно, как и свои специально-научные и собственно методологические вопросы.

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Так, например квантовая механика, по словам Н. Бора, преподала нам «гносеологический урок». А. Эйнштейн и Л. Инфельд отмечали, что «результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, ко­торые распространяются далеко за пределы ограниченных об­ластей самой науки. ...Философские обобщения должны осно­вываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и по­лучив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное восстание против при­нятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совер­шенно новое развитие, становясь источником новых философ­ских воззрений».

Тем самым путь реализации методологической функции фи­лософии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее методологических принципов.

 

 

 

Счетчик


ГДЗ по алгебре 7 класс Чтобы наверстать упущенное и приобрести глубокие и полные знания по дисциплине в настоящем, создать задел на будущее, потребуется ответственная и скрупулезная подготовка. Для её организации гдз по алгебре за 7 класс– понятный и доступный практически каждому школьнику инструмент. Чтобы результат подготовки оправдал ожидания, а в идеале – превзошел их, необходимо:

Яндекс.Метрика