Одна из важных закономерностей развития науки — усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
Компьютеризация — процесс проникновения современной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия индивидуума и социума в целом. ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения информации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Человек работает с компьютером в диалоговом режиме и, задавая программу ЭВМ, является ведущей подсистемой системы "человек—машина".
В конце XX в. научно-техническая революция (НТР) вступила в стадию "компьютерной революции". Компьютеризация — один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.
ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новый уровень:
— компьютерное моделирование позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;
— активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;
— создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для "прорыва" на следующий (более высокий) уровень познания;
— становится реальным создание "искусственного интеллекта" (ИИ) — технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный процесс. ИИ — симбиоз "человек — машина", принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможности человека.
Создаются условия для рационализации деятельности во всех ее формах и проявлениях. Компьютерный этап НТР позволяет реально выйти на уровень материало-, энерго- и ресурсоемких производств, относительно замкнутых производственно-хозяйственных систем. Масштабы и объемы деятельности во всех ее формах уменьшаются, а эффективность возрастает.
Изменяется и традиционная структура образовательной системы: вместо традиционной системы "субъект обучения" (наставник) — "объект обучения" (ученик) формируется другая: "наставник — ЭВМ — ученик". Современные образовательные технологии позволяют не только выдавать неограниченный поток информации, но и контролировать ее усвоение. Однако роль наставника не уменьшается, а, напротив, возрастает в условиях выхода на уровень опережающего образования.
Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ придает научно-информационному и образовательному процессу общепланетарные характер и масштабы. Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты. Происходит глобализация мирового информационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.
Значительные возможности ЭВМ повышают ответственность представителей компьютерных профессий. "Хакеры" (англ. hacher — компьютерный хулиган) проникают в государственные и частные информационные сети, получают нелегальный доступ к банковским счетам, секретной информации. Целенаправленный информационный поток оказывает существенное воздействие на общественное мнение, лиц, принимающих решение.
Развивается "компьютерная этика" — система норм поведения представителей компьютерных профессий, позволяющая сохранить как общечеловеческие, так и профессиональные ценности. Тем самым предполагается обеспечить гармонию ЭВМ, человека и социума.
Впрочем, как и любое явление реальности, феномен ЭВМ имеет двойственный характер. А именно, с одной стороны, компьютеризация действительно вызывает ряд существенных негативных медико-биологических, социокультурных последствий (опасность воздействия излучений на организм человека, понижение подвижности человека, его зависимость от техники и др.). С другой стороны, распространение ЭВМ открывает перед человеком и социумом поистине неограниченные позитивные возможности — не только в смысле познания, но и оптимального управления социоприродными процессами. «Компьютерная зависимость», игромания