Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Проблемы возникновения науки (это взгляд Ушакова Е.В.)
Наука прошла несколько стадий своего созревания. Вопрос о том, когда возникла наука, является достаточно сложным, поскольку нет однозначности в том, что следует считать подлинной наукой. С позиций современности вся череда предыдущих этапов вплоть до начала Нового времени выглядит как еще не наука (Бэкон, Декарт). Однако и в предыдущие эпохи рациональное мышление делало все возможное для решения познавательных задач. Разумеется, культурно-исторический контекст ограничивал возможности мыслителей. Поэтому разумнее было бы говорить не о какой-то хронологической точке одномоментного возникновения науки, а об определенных этапах, которые последовательно прошел общий рациональный философско-научный проект познания мира (этапы в конце документа).
Преднаука и наука (это взгляд Стёпина В.С.)
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.
Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в обыденной практике. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Так связь с практикой измерения земельных участков можно обнаружить в первых знаниях, относящихся к геометрии.
Затем, по мере развития познания и практики в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию.
При таком методе исходные идеальные объекты уже не берутся из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. Прямое или косвенное обоснование новой системы знаний практикой превращает ее в достоверное знание.
Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. Применяя, например, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа. Затем математика распространяет на них все те операции, которые были приняты для положительных чисел, и таким путем создает новое знание. В дальнейшем происходит новое расширение класса чисел: применение операции извлечения корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию — «мнимое число» и т.д.
В естествознании данный метод известен как метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов.
Возникает потребность в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой практики становится научный эксперимент.
Поскольку проведение границы между преднаукой и наукой связано с новым способом порождения знаний, проблема возникновения науки предстает как проблема предпосылок собственно научного способа исследования. Эти предпосылки складываются в культуре в виде определенных установок мышления, позволяющих возникнуть научному методу. Их формирование является результатом длительного развития цивилизации.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели её на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, в ходе которых научный способ мышления стал достоянием естествознания (главным процессом здесь принято считать становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания).
1. Древний Восток:
1. Античность:
Греческая философия. Основа – проблема первоначала.
1.1. Досократический период (VI-IV вв. до н.э.):
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Пифагорейская школа: Пифагор.
Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский.
Гераклит Эфесский (о. 535-470 гг. до н.э.).
Эмпедокл (492-432 гг. до н.э.).
Анаксагор (499-428 гг. до н.э.).
Демокрит (460-370 гг. до н.э.).
1.2. Классический период (VI-V вв. до н.э.).
Софисты.
Сократ (469-399 гг. до н.э.).
Платон (427-347 гг. до н.э.).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
1.3. Эллинизм (III в. до н.э. – III-IV вв. н.э.): Архимед, Евклид, Эрасистрат, Герон, Аристарх Самосский.
2. Средневековье (4-14 вв.):
Возникает главная проблема: проблема философствования в вере. Если греки уподобляли человека богу через интеллект, то библия уподобляет человека богу через веру. В христианстве истина предзадана священным писанием. Греки истину искали в человеке, природе, универсуме. Греки знали 2 начала в человеке – тело и душа. В СФ появляется 3 начало – дух. Где есть дух – есть причастность человека к богу посредством веры.
2.1. Раннее Средневековье: Аврелий Августин (354-430 гг.).
2.2. Высокое Средневековье:
Альберт Великий.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.).
Роберт Гроссетест (1168-1253 гг.).
Роджер Бэкон (1214-1292 гг.).
2.3. Позднее Средневековье:
Уильям Оккам (1285-1349 гг.).
Жан Буридан (1295-1358 гг.).
Альберт Саксонский.
Николай Орем.
3. Возрождение:
Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.).
Главная проблема: проблема человека. Впервые ставится вопрос, что человек со способностью мыслить и есть видимый бог. Да Винчи: искусство и есть божественное. Эпоха возрождения открывает человеческую индивидуальность и личность. Философия – искусство. Человек – не только творение бога, человек – сам бог. Человек через искусство признается способным подняться до божественного состояния, человек становится творцом. Проблема гармонии человека и бога: найти божественное в человеке, найти гармонию небесного и земного. Возрождение дало человеку свободу, автономность и самостоятельность, чем ограничила претензии церкви на человека.
4. Научная революция XVI-XVII вв.
Николай Коперник (1473-1543 гг.).
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.).
Галилео Галилей (1564-1642 гг.).
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Рене Декарт (1596-1650 гг.).
Пьер Гассенди (1594-1655 гг.).
Роберт Бойль (1627-1691 гг.).
У. Гарвей, Р. Гук, X. Гюйгенс, Б. Паскаль, Э. Торричелли, П. Ферма.
Исаак Ньютон (1642-1727 гг.).
Ж. Боден (1530-1596 гг.).
Г. Гроций (1583-1645 гг.).
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.).
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.).
Томас Гоббс (1588-1679 гг.): Английский эмпиризм.
Джон Локк (1632-1704 гг.): Английский эмпиризм.
Дэвид Юм: Английский эмпиризм.
5. XVIII в. (эпоха Просвещения). Основная идея: разум – основной источник знания. Для разума нет пределов. Идет обожествление разума.
Л. Эйлер (1707-1783 гг.).
Ж.Л. Д’Аламбер (1717-1783 гг.).
Ж.Л. Лагранж (1736-1813 гг.).
А. Клеро (1713-1765 гг.).
Дж. Адамс и У. Леверье.
Ф.М. Вольтер, К. Гельвеций, Д. Дидро.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.).
6. XIX в.:
Дж. Дальтон.
А. Лавуазье (1743-1794 гг.).
Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.).
Ф.В. Шеллинг, Г.-В. Ф. Гегель.
Р. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц.
К. Бернар, Л. Пастер.
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.).
7. Неклассическая наука:
М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг.
А. Эйнштейн.
К. Гедель, А. Тарский, А. Черч.
Н. Гудмен.
8. Постнеклассическая наука:
Илья Пригожин.
Герман Хакен.