Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Инженерное мышление
Инженерная деятельность появилась тогда, когда совершенствование техники уже не могло основываться только на традиции, ловкости рук и смекалке. Потребовалась ориентация на науку, то есть целенаправленное использование научных знаний, методов, которые опредмечивались бы в новой технике и технологии. Само инженерно-техническое мышление специфично. Вначале инженер от технических источников знания переходит к научным и, прежде всего, к научно-техническим знаниям. Последние представлены для него в "готовом" виде в справочниках, ГОСТах, нормах, методиках и т.д. Однако поскольку эти знания в определенной системе фиксируют уже прошедший этап, их порой явно недостаточно для создания новой, более совершенной техники. Для решения этой задачи инженеру необходимы новые естественнонаучные и научно-технические знания, еще не применявшиеся в этих конкретных целях в процессе технической практики.
Творчество в инженерной деятельности связано с соблюдением постоянного контроля. В этих условиях к техническому специалисту предъявляются важнейшие требования: находить на основе уже готовых, типовых, стандартных элементов новые оригинальные решения и компоновать новые конструкции. Для своей плодотворной и новаторской деятельности инженеру недостаточно иметь большой объем знаний. Ввиду быстрого "старения" знаний ( у молодого инженера ежегодно "стареет" 5 % его знаний) необходимо постоянное обновление и пополнение знаний.
Инженерные разработки находятся на стыке науки и производства и представляют собой самостоятельный этап, самостоятельное звено в цепи научных исследований и производственной практики, направленное на создание принципиально новых объектов техники. Они не могут быть отнесены только к науке или только к производству, но должны быть рассмотрены в связи с ними. Такое понимание места и сущности разработок в системе "наука - производство" означает, что инженерно-техническое мышление должно способствовать установлению взаимосвязи двух различных общественных явлений - науки и техники, явлений, развитие и функционирование которых проходят в рамках различных и подчас противоположных параметрах. Следовательно, инженерно-техническое знание должно сочетать научный полет мысли с холодным и здравым практическим расчетом.
Формирование технократических представлений о развитии общества
Постепенно под влиянием работ Т.Веблена и Ф.Тейлора в США зарождается движение технократов. Рассматривая технический фактор как доминирующую силу истории человечества, это движение видело в технике фактор, стимулирующий социальный прогресс. Техницистская, технократическая тенденция на Западе достигла своего апогея в 60-е года благодаря работам Ж.Фурастье, Р.Арона, У.Ростоу и др. Высказывая восторженный оптимизм, эти авторы возлагали на новейшие достижения техники большие надежды по ликвидации существующих социальных конфликтов. В работах Г.Кана, А.Винера, Д.Бэла и др. возникают идеи об обществе "всеобщего благоденствия", "постиндустриальном обществе" и т.д. Дж.Гэлбрейт в своей книге "Новое индустриальное общество" стремится доказать, что движущей силой превращения индустриального общества в новое индустриальное общество является техника. При этом люди, обладающие техническими знаниями, опытом и способностями постепенно берут в свои руки власть, на предприятиях "власть переходит к техноструктуре и это ослабит противоречие между работодателями и наемными работниками". В масштабах же всего общества в силу определенной инертности техноструктуры власть должны взять ученые.
З.Бзежинский в это же время выдвигает теорию "технотронного общества", где главенствующую роль будет играть новая вычислительная техника и электроника. Именно они коренным образом изменят положение человека в обществе и сведут на нет социальные конфликты.
Эта волна восторженно оптимизма в 70-е годы сменяется более осторожной позицией. Начинается поворот от прямолинейного технократического детерминизма к новотехнократическим взглядам, которые отмечают некоторые негативные и даже кризисные процессы, происходящие в обществе под воздействием научно-технического прогресса, и обращаются к рассмотрению широкого спектра социальных факторов. Неотехнократизм уже не приемлет безоговорочно прежнюю оценку социальных последствий достижений техники.
В работе "Другая революция" Ж.Эллюль пишет, что "техника - фактор порабощения человека". Технические средства становятся самоцелью, дегуманизируя ценностные установки морали, политики, науки. Происходит техническая мутация общества.
Критерии оценки последствий развития техники
В развитии техники можно выделить три этапа - ручные орудия труда, машина, автомат.
1) период ручных орудий труда. Ручная техника не замещает человека в процессе его трудовой деятельности, а лишь дополняет и усиливает функции его естественных органов. Орудия труда создаются по аналогии с естественными органами человека.
2) машинный этап. На этом этапе основная трудовая функция человека - работа инструментами, приведение их в движение, управление ими передается машине. Но человек по-прежнему остается необходимым звеном производственного процесса. Он принимает непосредственное участие в этом процессе в качестве четвертого (управляющего) звена машины.
3) автоматизация. Под автоматизацией понимается применение технических средств для полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, хранения, передачи и использования материалов, энергии или информации. Техника замещает человека в выполнении им функции управления технологическим процессом, оставляя за собой лишь контроль за работой техники, ее наладку и настройку, которые все в большей степени по мере развития автоматизации переходят к самой технике. Человек выходит из непосредственного технологического цикла и становится рядом с ним.
Весь смысл развития техники состоит в том, что человек последовательно передает нетворческие стороны отдельных трудовых функций техническим устройствам для повышения эффективности своих трудовых действий. Поэтому основным законом технического прогресса выступает передача нетворческих сторон трудовых функций от естественных органов человека техническим средствам с целью повышения производительности труда.
В системе человек - машина - среда главным элементом является человек. При оценке развития техники с этой точки зрения необходимо учитывать следующие принципы
Принцип охраны здоровья требует учета возможностей человеческого организма, как адаптивных, так и компенсаторских.
Принцип индувидуализации предполагает возможность регулирования физических параметров рабочей среды в соответствии с антропологическими показателями работника.
Принцип дифференциации требует гибкости структуры трудовой деятельности, представляющей работающему возможность выбора альтернативных решений.
Принцип динамичности заключается в возможности изменения отдельных компонентов трудового процесса по мере изменения условий труда при гибкой организации производства.
Принцип сопричастности предполагает возможность участия работников данного производства в его управлении и в раскрытии на этой основе своих социально-творческих способностей.