Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Главной задачей для всех наук является сохранение репродуктивных возможностей экосистем и гармоническое развитие чел. общества и природы.
Экологизация науки – это результат экологического десятилетия (1972–1992). В это время обнаружилась, что определяющий фактор развития цивилизации– взаимоотношения между человеком, обществом и природой.
Экологизация – это проникновение экознаний в естествознание, техникознание и человекознание.
Уровни экологизации:
1. Внутринаучная экологизация (выявление и использование биосферных знаний в системе конкретной научной дисциплины: экологические аспекты физики)
2. Междисциплинарная экологизация (формирование экодисциплин эконаправленности: экоматематика, экофизика, экоэкономика, экоправо)
3. Проблемная эклогизация (необходимость становления взаимосвязей различных областей современного научного знания для решения конкретной экологической задачи: повышение безопасности функционирования АЭС)
Суть экологизации наук
на примере физики
1. Изменение содержания воззрений на характер изучаемых объектов: физика должна опираться на идеи саморазвивающихся систем
2. Тезис о единстве всех естественных форм природы от электрона до Вселенной: вселенная рассматривается как саморазвивающаяся
3. Физика брошена на решение экологических проблем: для РБ авария на ЧАЭС
Получает приоритет биологическое знание: изучаются целостные живые системы на разных уровнях. В современной биологии решаются гуманитарные проблемы: Чернобыльский синдром – особое психологическое состояние
Возникла экологическая химия: выявляет механизмы для предупреждения воздействия химизации на людей. Химизация биосферы это загрязнение биосферы химическими отходами. Необходимость химических технологий (исчезающие пластмассы – разлагаются при естественных природных условиях).
Техникознание
Технические науки принадлежат
1. к природным наукам (невозможны без естествознания)
2. к гуманитарным наукам (решают социальные проблемы)
Т. о. в техникознании учитывается взаимосвязь человека и биосферы.
Проблемы технических наук:
1. необходимо создание общей теории технического знания, для решения проблемы оптимального сочетания природного и искусственного
2. проблема создания замкнутых технологических процессов (безотходный цикл). Экологизация в модернизации всех технологий
Создаются службы оценки технологии на всех этапах от проекта до производства:
1) проверка эффективности и экологичности
2) анализ социоэкономической эффективности
3) учет технических, юридических, социокультурных аспектов новой технологии
4) суммарный показатель 1–3: социоэкологический (последствия для человека, общества, биосферы
Выводы:
1. Экологическая проблема является одной из наиболее приоритетных в развитии науки
2. На основе экологизации осуществляется новый уровень интеграции (?экологизации?) научного знания
3. Экологизация дает прирост нового знания в разных науках
Гуманитарный аспект, по всей видимости, состоит в том, что естествознание должно быть направлено на решение общечеловеческих, социальных проблем.
Этический аспект, возможно, касается учета этических, моральных норм при разработке новых знаний в естествознании и анализ результатов в естествознании именно с данной стороны.