Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Преемственность научного познания не явл. монотонным, однообразным процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) спокойный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного характера, революционный, приводит к качественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного знания:
Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в соответствии с которой оно представл. собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг м.б. сделан лишь с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов.
Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на первый план выдвинула проблему научных революций, т.е. развитие знания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с появлением принципиально нового знания, сменой методологии научн. мышления.
В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение знаний осущ. быстрее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знаний, но осн. теор-е представления остаются почти неизменными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке именно эти представления. Рев-я в науке предполагает пер-д ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного познания.
Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–возникновение теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Крупные изменения происх. в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит итог предшествующему знанию, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя темп развития науки.
Науч. революции связывают с 1) построением новых фундаментальных теорий; 2) разработкой новых науч. средств и методов; 3) перестройкой оснований научн. знания (смена картина мира, идеалов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы.
Науч. прогресс – движение от простого к сложному, наращение знаний и возможностей их использовать.
Системный характер виден на глобальных науч. револ-ях. Любая науч. револ-я создает объединение, спектр наук. Появляется новая парадигма (Т. Кун). Парадигма – образец объяснения явления на каких-то принципах, средствах объяснения.
Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 противоположных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением чаще «стыковых» дисциплин). На одних этапах преобладает дифф-я (особ. в период возникновения науки или дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке.
Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на собственно фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на частные науки, а внутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции далее продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного знания. Следствием этого стало возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как только биологи углубились в изучение живого, что поняли значение хим-х процессов в клетках, организмах, началось усиленное изучение этих результатов, накопление соответствующих знаний, что привело к возникновению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие увеличения и усложнения знаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубокое изучение явлений, повышение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (потеря связи целого, сужение кругозора, иногда до «проф-го кретинизма»).
Одновременно с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их методов, что хар-но для современной науки.
Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое различных направление науч. познания мира. В соврем. Н. распространено объединение наук для решения крупных з-ч и глоб-х проблем (исследование космоса, эколог-я проблема).
Все теснее взаимодействуют естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук.