Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Этими вопросами занимается аксиология – фил. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, стр-ры и иерархии ценностного мира, сп-бы его познания, природу и специфику ценностных суждений.
Чел-ка интересует не просто истина, кот. предст-ла бы объект таким, каким он явл., а значение объекта для чел., для удовлетворения его потребностей. Чел. дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Естественно, различными людьми дается различная оценка одному факту.
Ценностью явл. для чел. все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценностное отношение чел. к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Ценностное отношение личности к себе и миру реал-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, определении идеалов.
Представления о цен-тях чел. жизни изменялись с течение времени. В аксиологии выделяют предклассический (1860-80-е гг), классический (1890-1920 гг), постклассический (с 1930-х), представители каждого обогатили учение о ценностях чел. жизни. В предкласич. пер. появляются первые суждения о ценн-ти: Р. Г. Лотце: «главным органом» ценностного мировосприятия явл. «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних. Без чувств субъекта ценности не существуют, т. к. обладают общезначимостью, т.к. м.б. эстетические, моральные, религиозные ценности, уже сложившиеся ранее, существующие вне субъекта.
Классич пер-д. Изучение ценностей чел. жизни осущ-ся в следующих направлениях: 1) формирование общих з-нов ценностных отношений (Шелер–аксиологич. ценности: должны существовать только положительные ценности, а отрицательные не должны; все должное имеет право на бытие, но не имеет права на небытие и наоборот; одна и та же ценность не м.б. и позитивной и негативной).
2) определение иерархии ценностей–какие ценности «выше, главнее» (фон Гартман: удовольствие-целесообразность-красота-нравственность-религиозность; Шелер–акт определения ранга ценности наз. «предпочтением» и зависит от блага как носителя ценности и самой ценности. Ценности различаются по а) их сущностным носителям. Это блага, личности, акты познания, любви, ненависти, воли, ответные реакции и др.; б) ценностным модальностям: ряды «приятное-неприятное», «благородное-низкое»(цен-ти витальных чувств), «прекрасное-безобразное» (дух. цен-ти), «святое-несвятое» (высш. цен-ти).
3) определение отношения м-ду оценивающим субъектом и объектом оценки. Выделяют мнения, что цен-ти локализуются в а) объекте; б) субъекте; в) и в том, и в др.; г) за пределами и того, и др.
4) определение отношения м-ду ценностями и познанием. М. Вебер: концепция «ценностной идеи», которая определяет установки ученого и его картину мира. Ценностные установки ученого не являются субъективными, произвольными – они связаны с духом его времени и культуры. «Интерсубъективный» дух культуры определяет и аксиологические установки того научного сообщества, которое оценивает результаты его изысканий.
Выбор – самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. По Аристотелю св-ва выбора след.: 1) он сознателен; 2) отличим от желания; 3) направлен на то, что зависит от чел. 3) противоположен влечению 4) в-р осущ-ся отностиельно того, что известно чел.
Моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (кант, Гегель, Сартр). Способность к выбору – наиб. общая хар-ка чел-ка как свободного существа, осуществляя в-р чел утверждает себя как чел. (Гегель).
В ситуациях конфликта чел. видит свою з-чу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Часто чел-ку трудно сделать в-р, поскольку нужно выбирать не м-ду добром и злом, а между меньшим и большим добром (или злом) или м-ду двумя одинаково высокими ценностями.
Смысл жизни. См. – это значимость, он предлагает поиск ответа на вопрос «для чего?». Совокупность жизненных смыслов личности сост-ет его мировоззрение. Процесс поиска см. ж. тесно связан со способностью чел-ка оценивать окружающую действительность. Вопрос о см. ж.–вопрос о предназначении чел-ка. По Камю есть только один фундаментальный вопрос. Фил-я–это ? о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, т.е. сущ. сомнение о существования такого см. Отсюда проблема «сущ. ли логик, приемлемая до самой смерти?» Выделяются три подхода для решения данной проблемы:
- смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинном основании–религиозное толкование ж. Бог сотворил чел. по своему образу и подобию и чел. д. проявить это в своей ж. Ж. делает осмысленной соучастие в Богогчеловеческой жизни;
- смысл жизни за пределами жизни не существует–человек способен переустраивать мир на началах добра и справедливости. движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс таким образом предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни;
- Смысл жизни созидается самим субъектом– жизнь не имеет смысла, проистекающая из прошлого и будущего. В жизни нет определенного смысла. Только мы сами способами нашего бытия придаем ей смысл и тем самым созидаем свою человеческую сущность.
Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежное естество, конец существования живого существа.
С точки зрения диалектического материализма смерть – необходимый и существенный момент жизни. В христианской религии вера в загробную жизнь в определенной мере освобождает человека от страха смерти, замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи.
Встает проблема бессмертия. Если человек станет бессмертным, то прекратиться возобновление поколений, человечество прекратит свое существование.