Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Философия науки

доступно

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Реформация

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

 

Термин «Реформация» выражает широкое движение в европейских странах, центром которого является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.  В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма.

 Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой – путем европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.

Предшественниками Реформации являются английский мыслитель Джон Виклиф и чешский деятель Ян Гус. Однако Реформация в строгом смысле слова начинается с деятельности Мартина Лютера (1483-1546). Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Его первое публичное выступление было направлено против выдачи отпущений грехов (индульгенций). В свою очередь оно стало сигналом к всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

 Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.

 В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют в течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».

 В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного слова Божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает клеймо «чертовой девки». Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и разум, теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться.

 Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей. В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны.

Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с XV в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось мануфактурное производство. Здесь возникают новые направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.

 Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную реформу церкви, а начиная с 1531 года  подымается вторая волна Реформации, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере».

Кальвин существенно дополнил лютеровское учение о предопределении. У Лютера любой человек предопределен в конечном счете к спасению. Кальвин же полагал, что это относится далеко не ко всякому. Еще до своего рождения человек определяется либо к спасению, либо к вечной погибели, и в течение земной жизни своего предопределения он не знает. Однако характер предопределения может быть с некоторой долей вероятности угадан по двум основным признакам. Первым является личная вера, о которой может судить лишь сам верующий, вторым – успех в мирских делах.

Эти признаки предопределенности к спасению сформировали в среде сторонников кальвинизма своеобразное сознание, характеризующееся фанатичной самоцензурой и стремлением к накоплению материальных благ, однако без их использования. Последняя особенность стала одним из факторов первоначального накопления капитала, ускорив этот процесс благодаря стремлению не тратить накопленное.

Личная деятельность Кальвина как реформатора в Женеве нанесла городу и горожанам огромный ущерб. Известен Кальвин также своей борьбой с представителями ренессансной науки и натурфилософии. Так, именно по его приказу был схвачен и после суда казнен выдающийся естествоиспытатель Мигель Сервет. В этой связи интересно и то, что борьбу против гелиоцентрической системы Коперника начали именно соратники Лютера, а не римская курия, поначалу весьма благосклонно отнесшаяся к трудам покойного викария.

Поэтому, хотя и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель – обоснование индивидуализма, автономности личности, противоположность самих основ этих движений часто делала их враждебными направлениями общественной мысли и практики. В целом же Реформация, как и Возрождение, означала  поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной цивилизации.

 

 

Яндекс.Метрика