Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Вопрос об истории науки и критериях ее периодизации является дискуссионным и активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной философской литературе.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука (как указанное "целостное триединство"), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочковывания науки от традиционной философии.
Поэтому исследователи предлагают периодизацию европейской науки начиная с конца эпохи возрождения. Существует два основных вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2)диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего. Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука — явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов.
По формальным признакам можно выделить пять периода зрелости науки. Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Первый – романтический (XV—XVII века). Он связан с возникновением опытного естествознания. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.
Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условия объективно-истинного описания и объяснения мира.
Существенный признак постнекласстеской науки (вторая половина XX в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Нельзя недооценивать внутренние механизмы саморегуляции науки, связанные с особенностями самого процесса научного познания. В связи с этим, наиболее обоснованными представляются теории периодизации науки, выдвинутые Карлом Хюбнером и Вячеславом Семёновичем Степиным. Хюбнер выявляет взаимосвязь исторической размерности науки с этапами социального развития. При этом он вводит понятие системного ансамбля как конкретно-исторического типа взаимосвязи науки и социальной среды. Компонентом знания, непосредственно контактирующим с социальной средой и одновременно регулирующим теоретические исследования, являются исходные «установления». Они лежат в основе научных теорий, уже на базе которых конструируются факты. Анализируя различные этапы развития науки, Хюбнер показывает историческую изменчивость этих установлений. Они зависят не только от общей культурной ситуации, но также от состояния политики, экономики и т. д. Имеется и обратная связь между теориями и сферой социальной жизни, куда наука вносит ощутимые изменения.
В.С. Степин во многих работах занимается изучением конкретных механизмов воздействия социокультурных факторов на динамику научного знания. Он выдвигает концепцию структуры и исторической эволюции науки. Выделяются три стадии развития науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая), каждой из которых соответствует научная теория, играющая роль парадигмы и задающая идеалы и нормы научности. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» — это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.
При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего — постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.
Каждое системное состояние науки характеризуется через специфику изучаемых объектов и тип рациональности. В.С. Степин отмечает, что по мере развития науки углубляется и рефлексия по отношению к самой научной деятельности. Таким образом, выделение периодов развития науки требует рассмотрения факторов, детерминирующих ее эволюцию. Ярче всего такая детерминация проявляется на уровне оснований науки. Последние организуют все многообразие научных знаний в целостность, определяют стратегию его развития и способы взаимодействия с культурой.
В истории науки можно обнаружить периоды, когда происходит радикальное изменение всех компонентов ее оснований – это научные революции. Число научных революций колеблется в зависимости от исходных установок историко-научного анализа. Но зачастую насчитывают три основных исторических этапа науки: классический, неклассический и постнеклассический.
Таким образом выделяют следующие этапы:
1. наука как элемент философского знания: преднаука, античное и средневековое научно-философское знание.
2. Наука как целостный феномен: классический, неклассический и постнеклассический
Критерий данной периодизации - отношение объекта и субъекта познания.
Классическая наука (XVII-XIX вв.) стремилась устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности; причина - нужны о объективные знания о мире. Отсюда стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения объектом
Неклассическая наука (первая половина XX в.), толчком для которой послужила разработка релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, реальность зависит от средств и способов познания, настаивает на связи между знаниями объекта и познавательной деятельностью
Постнеклассическая наука предполагает постоянную включенность субъективной действительности в тело знания, также учитывает соотнесенность характера научных знаний не только с особенностью средств и операций субъекта, но и с его (и общества) ценностно-целевыми структурами