Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
П. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки.
Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое – сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс. В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее философия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативному процессу надо положить конец.
Американский философ считает недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста, развития знания.
Ограниченность этого подхода он видит в том, что по сути происходит отрыв науки от того культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория развития идей, по словам Фейерабенда, сосредоточивает внимание главным образом на тщательном изучении «понятийных структур», включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т. е. социокультурных детерминант развития науки. Односторонним считает философ социально-экономический анализ последних, так как этот анализ впадает в другую крайность – выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.
Фейерабенд ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.
Помимо когнитивных параметров на развитие науки воздействуют социальные факторы. Характерным примером выявления социальной обусловленности науки служит исследование научной рациональности К. Хюбнером. Задачей своей книги «Критика научного разума» он считает, аналогично Канту, выявление структур, определяющих возможности научного познания.
Его основная идея состоит в том, что научный разум и рациональность принципиально историчны и не могут быть поняты вне конкретного социального и культурного контекста. Учитывая историческую размерность научного разума, можно соотнести его с конкретными этапами социального развития, что позволяет выявить скрытые допущения, определяющие направления роста научного знания и способы его включения в культуру.
Для обоснования тезиса о социокультурной обусловленности научного знания Хюбнер рассматривает проблему соотношения факта и теории. В дискуссиях 60—70-х годов XX в. была доказана теоретическая нагруженность факта. Хюбнер идет дальше, он доказывает, что на процесс формирования эмпирических фактов влияют и ненаучные факторы. Эмпирические истины – это результат применения некоторой системы правил, которые содержат не только элементы теорий, но и априорные науке основания, то есть социально-исторический контекст научного опыта. Эти же предпосылки детерминируют характер теоретического поиска, определяя стратегию формирования научных теорий.
Итак, в каждой научной теории содержится два слоя допущений. Явный связан с теоретическими принципами, а неявный детерминирует принятие этих принципов. Хюбнер подтверждает это на примерах становления релятивистской космологии и кеплеровской революции в астрономии. В отличие от Канта он подчеркивает историческую изменчивость априорных допущений. Теории, таким образом, не выводятся из опыта, а «навеиваются» им, включая в себя социокультурный контекст. Хюбнер подчеркивает, что научное знание – это целостная органичная система, погруженная в изменчивую социокультурную среду. Для ее исследования необходимо не только зафиксировать связь науки и социальной среды, но и применить соответствующее представление об исторически развивающейся системе. Такие системы характеризуются иерархией уровней, прямыми и обратными связями между ними, а также наличием подсистем, играющих роль оснований. По мере эволюции в них возникают новые уровни, которые, воздействуя на ранее сложившиеся, меняют композицию и свойства их элементов. Это приводит к перестройке оснований, в результате которой система трансформирует свою целостность. Подобную взаимосвязь науки и социальной среды Хюбнер называет системным ансамблем.
Историческая изменчивость среды предполагает смену одного исторического контекста другим. Они возникают из прошлого, вбирают элементы настоящего и образуют иерархию в соответствии с конкретными социальными отношениями. Хюбнер предлагает некоторые модельные представления социальной динамики науки. Он выделяет две стадии ее развития: нормальную (экспликация научной системы) и революционную (ее мутация). Причиной научных революций является дисгармония системных ансамблей. При этом основания науки служат опосредованным звеном между социальной средой и теорией. Они непосредственно контактируют с социальной средой и одновременно регулируют теоретический поиск. Основания науки включают в себя нормативные постулаты, онтологические принципы (определяющие содержание понятий причинности, пространства, времени, объекта) и мировоззренческие принципы эпистемологического характера (определяющие цель познания и понимание истины).
Таким образом, для анализа исторически изменяющейся научной деятельности необходимо рассмотреть ее двустороннюю детерминацию: внутреннюю – со стороны характера исследуемых объектов, и внешнюю – со стороны социокультурных условий.