Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, так и с особенностями развития науки и самой философии.
Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и цветоощущением.
1. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, сформировался агностицизм – мир непознаваем.
Формы агностицизма:
1. Др. греч. философ Кратил – невозможно познать окружающий мир, т.к. происходит непрерывное изменение окружающей действительности. Нельзя даже называть предметы... Можно лишь указывать пальцем... “В одну реку нельзя войти один раз”
2. Классическая форма – англ Д.Юм (XVIII) считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным (не в состоянии ответить на вопрос – существует мир или нет?).
3. И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
2. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, будучи продуктами развития природы, должны адекватно отражать природные и социальные объекты.
Подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.
Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.
Познавательное отношение включает и субъект познания.
Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество (всеобщность этого процесса), а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.
Во-первых: индивид отражает мир согласно уровню своей теоретической подготовки.
Во-вторых: познавательные возможности носят конкретный характер (общество в кокой-то степени детерминирует круг его интересов, к конечном счете познание определяется потребностями общества)
Т.о. познание – процесс отражения действительности в сознании человека, с целью ее дальнейшего преобразования (процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений мира).