Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоретический уровни.
Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
I. Чувственное отражение (три основные формы):
1. Ощущения – это чувственные образы отдельных свойств предметов (Ощущение –отображение отдельного свойства, одной стороны вещи одним из органов чувств, результат физиологического анализа. 5 органов чувств – 5 видов ощущений). (Л.Фейербах, ощущения – это субъективный образ объективного мира).
2. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие – целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта (результат последующего физиологического синтеза).
3. Высшей формой чувственного отражения является представление – образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти
(на основе абстрагирующей способности нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали). При этом обнаруживает себя воображение – способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Основные моменты, характеризующие роль чувственного познания и его место в познавательном процессе.
- Прежде всего, органы чувств это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.
Но чувственное отражение и ограниченно оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего.
Мышление (абстрактное) позволяет познать сущность, существенные свойства, причинные отношения, закономерные связи...
II. Мышление – это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.
Основные формы мышления:
1. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. (обыденне и научные)
2. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли (в форме предложения).
3. Умозаключение – форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, (посылок), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
(индуктивные и дедуктивные)
1. Сенсуализм (абсолютизирует роль чувственного отражения)
2. Рационализм (отводил решающее место разуму)
Лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины.
3. Иррационализм – (ограничение возможностей разума)