Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Философия науки

доступно

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В политическом сознании (полит.с.) общества отражается понимание того соотношения, к-рое устанавливается между непосредственной деятельностью людей и социально регламентированными условиями, в к-рых эта деят-ть протекает. Полит.с. – отражение производственно-эко­но­ми­ческих и общественных отношений классов в их совокупном отношении к гос. власти. В этой обусловленности непосредственными эконом-кими и классовыми интересами состоит спе­ци­фика полит.с., в лоне к-рого формируются уже политические интересы. Полит.с. отли­ча­ет­ся от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения (полит. бытие общества) и соответственно специфическим категориальным аппаратом, но и более конкретно выраженным субъектом познания. Конечно, в полит.с. общества известное место занима­ют и категории, отражающие общецивилизационные полит. ценности (демократия, раз­де­ле­ние властей, гражданское общество и т.п.), но все-таки превалируют те чувства, традиции, взгля­ды и теории, к-рые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Полит.с. не может быть однородным, т.к. оно охватывает «область отношений всех классов и слоев к гос-ву и правительству, область взаимоотношений между всеми классами» (Ленин). Устройство гос. власти – центральная проблема полит. мышления.

Политические интересы объективны и потому затрагивают каждого ч-ка, имея либо открыто выраженные, либо скрытые, завуалированные формы. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в зав-ти от полит интересов.

***

Раскол общества на классы сделал невозможным функционирование единых для всех нравственных правил поведения. Господствующие в экономике, а, следовательно, и в полит. надстройке, классы стремятся так "урегулировать" поведение всех членов общества, чтобы удержать свое господство, придать охраняемым производственным отношениям упорядоченный и умиротворенный характер. Этим правилам гос-во придает обязательный ха­рак­тер, санкционируя их обязательность всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Так появляется право - система социальных норм и отношений, охраняемых силой гос-ва. При этом право не самостоятельный вид общественных отношений, а скорее та форма, в к-рой узаконивают себя все другие отношения – эконом-кие, полит., семейные и т.д.

Строго говоря, право старше классового общества. Уже в условиях первобытного общества ощущается потребность в каких-то дополняющих мораль регуляторах и возникает так наз. обычное право, целая система племенных обычаев. Исторические источники свидетельствуют, что формирование писаного права (в частности, римского) – jus scriptum происходило и за счет облечения в письменную форму издавна существовавших обычаев – jus non scriptum. Таким образом, право уже в лице обычного, вплетенного в мораль, выступает как цивилизационное ср-во предупреждения произвола и беспорядка, способных превратить общество в нечто асоциальное и анархичное.

Право в своем формировании и развитии испытывает детерминирующее воз­дей­ствие не только экономики и политики, но и такого мощного неформационного фактора, как культура. Право не может быть выше культурного уровня общества, перепрыгнуть через него. Например, как бы ни старались мы сегодня поднять повыше планку личных свобод, ее неизбежно тянет вниз недостаточная культура нашего общества.

***

На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих ч-ку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с др. физическими и юридическими лицами, гос-вом и обществом в целом.

Уже в правовых чувствах содержится определенная установка индивида на межличностные, хозяйственные и прочие отношения с другими людьми и обществом в целом, а также оценка своего правового статуса как справедливого или несправедливого, правомерного или неправомерного. Правовые навыки представляют собой закрепленные по ходу житейской практики стереотипные приемы законопослушного (либо незаконопослушного) поведения.

Важным элементом правовой психологии являются правовые привычки, то есть вы­ра­ботанная по мере приобретения навыков потребность поступать именно так, а не иначе. Навыки и привычки в регулировании правовых отношений играют противоречивую роль. С одной стороны, они облегчают и упрощают реализацию правовых отношений, перево­дя их как бы на полуавтоматический режим. С другой стороны, они вносят в общественную жизнь определенный элемент рутинности, консерватизма. Конкретные общества отлича­ются друг от друга в зависимости от того, какие правовые привычки и навыки в них преобладают - привычка к "не укради!" или привычка к расхищению чужого (тем более "казенного"), привычка к добросовестному выполнению служебных обязанностей или привычка к очковтирательству.

В правовую психологию входят и знания, в виде определенных представлений о правомерном и неправомерном, о справедливости, равенстве, демократии и т.д. Древние римляне говорили: Video meliora proboque, deteriora sequor - вижу и одобряю лучшее, а следую худшему. В этом изречении схвачено своеобразное противоречие между правовыми знаниями и правовыми чувствами, навыками, привычками, обнаруживаемое в массовом поведении: человек знает "что такое хорошо и что такое плохо", но груз привычек влечет его не в лучшем направлении.

Непросты взаимоотношения правосознания и с сознанием политическим. С одной стороны, они чрезвычайно близки друг другу (нередко их пишут через черточку – "история политических и правовых учений", "политико-юридические взгляды" и т.д.). Каждая социально-экономическая и политическая сила имеет свое правосознание и, борясь за политическую власть (а тем более захватив ее), она пытается воплотить это правосознание в легитимной правовой системе. В результате наряду с полит. фронтом борьбы за командные высоты в обществе возникает еще один фронт – юридический. Наглядное свидетельство этому мы обнаруживаем в России последних лет, где каждая из основных полит. сил бо­ро­лась и борется за свой вариант Конституции, свой вариант приватизации, свой вариант закона о собственности на землю и т.д.

С другой стороны, поскольку правосознание есть и одна из духовных форм цивилизованности, борющиеся общественные силы должны искать правовой консенсус, если они не хотят ввергнуть страну в бездну тоталитаризма. Безошибочным индикатором стремления одной из сил повернуть общество к авторитарному, а то и к тоталитарному режиму служит пренебрежение общецивилизованными правовыми нормами и замена их принципом "революционной целесообразности". Видный русский философ XX века И.А. Ильин писал: "Само собой разумеется, что всюду и всегда могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, такие, к-рые были неудачны с самого начала, или такие, к-рые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться, по римской формуле – "суров закон, но он закон"; это есть единственное средство поддерживать правопорядок в стране, укреплять его и не отдавать его в жертву произволу, мирской корысти и случайности. Тот, кто умеет блюсти "суровый" закон вплоть до самой его отмены, - тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих сограждан


 

Яндекс.Метрика