✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.
Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории.
Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Общественный организм включает в себя множество системно-структурных образований (сферы общественной жизни, социальные общности, система социальных отношений и т. д.). Указанные системно-структурные образования не существуют изолированно друг от друга. Эта характеристика общества как своего рода метасистемы, как целостного типа общественных связей и зависимостей, складывающихся на определенных этапах истории, и фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанном в марксистской философии. Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. Кроме того, понятие общественно-экономической формации позволяет проследить эволюцию общества, т. е. выступает и как хар-ка исторических этапов развития общ. организма.В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы. Базис — это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Надстройка — это система общественных явлений, обусловленная базисом и активно влияющая на него. В структуру формации включены социальные явления, которые полностью, не могут быть отнесены к базису или надстройке. Это: а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация); б) тип и форма семьи; в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.Основная функция надстройки заключается не только в обеспечении нормального функционирования базиса, но и в целом всего общественного устройства. Активное воздействие надстройки проявляется в том, что в ней существуют элементы, противодействующие официальным господствующим, правящим учреждениям и идеям (в этом проявляется идея классовой борьбы в обществе). Взаимодействие базиса и надстройки носит диалект., противореч. характер. Следствием этого взаимод. оказывается переход к новому общественному устройству, к новой общественно-эконом. формации с присущими ей особенностями базиса, надстройки и иных элементов. В советском обществознании общераспространенным стало деление истории общества на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни (как правило, они сводятся к явлениям духовного порядка и от них производным). Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме. В начале ХХ века немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) утверждал, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные, глубоко отличные друг от друга индивидуальные культуры. Общество и его история — это не поступательный и прогрессивный процесс, а история сосуществования и чередования народов и их культур.Культуры в трактовке Шпенглера — это своего рода живые организмы. Они зарождаются, расцветают и гибнут. В существовании народов можно выделить две стадии — зарождения и расцвета, когда создаются все великие достижения народа в сфере духа (эту стадию философ и обозначал собственно термином «культура»), и упадка и гибели, когда происходит лишь деятельность в сфере техники и организации на базе достижений первой стадии (ее философ называл стадией «цивилизации»). На этой стадии не может возникнуть ничего принципиально нового, процесс развития сменяется застоем, который заканчивается гибелью.Согласно Шпенглеру, история человечества включает в себя восемь великих культур (и, соответственно, цивилизаций): египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, мексиканскую (майя), греко-римскую, византийско-арабскую и европейскую. Последнюю философ характеризовал как находящуюся в стадии цивилизации, т. е. упадка и грядущей гибели.Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.