Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Социально-исторические предпосылки: • центрами научных знаний становились монастыри, при которых, начиная с VI в. создавались школы • содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, приспособлено к выполнению богословских и религиозно-церковных функций • в первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, как светские учебные заведения. Средневековая европейская наука изначально формируется как служанка богословия. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины (“истины разума”) с богословскими догматами. В окружающей действительности выделяется земное – телесное, греховное, и неземное – свято-духовное пространство. Теоретически эксплицируя теологическую картину бытия, выраженную в Библии, философия обращалась и к знаниям, добываемым науками, пытаясь при этом согласовать их с теологией. Этапами развития средневековой философии являются: Патристика (учение Отцов церкви, 3-7 вв.), схоластика (9-12 вв.)
Характерные черты познавательной деятельности: 1. средневековое миросозерцание заимствовало античную идею всеобщего и доказательного знания, обладать которым может только Творец. 2. критика неточного, частного, относительного, неисчерпывающего знания. 3. познавательная деятельность сводится к исследованию понятий, наиболее репрезентативны – тексты Священного писания. 4. отказ от опытного познания. Дедукция как универсальный метод (первична теория). Но с другой стороны возникли алхимия и астрономия, имеющие опытный характер.
Особенности интеллектуальной атмосферы: 1. обслуживание определенных социальных потребностей; 2. схоластика (средневековая “школьная философия”, представители которой стремились дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению). Большое место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях – общих идеях. Являются ли универсалии объективными, реальными или это просто имена вещей? Представители – Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Абеляр; 3. телеологизм (все явления существуют по промыслу Бога и для предуготованных им ролей Теория души мира в космологии Платона обусловливала сознательную целесообразность явлений, телеология Аристотеля — теория «бессознательной» целесообразности, сообщаемой миру); 4. томизм (учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума в отличие от августинианства, взывающего к интуиции. С этим связана большая ориентация томизма на учения Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников. В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена.). Доктрина томизма выступает и учением о догматах веры, и учением о способах постижения этого учения посредством разума; 5. догматизм (некритичность по отношению к догмам, слепая вера в авторитеты); 6. тенденция к классификации и систематизации знаний. Выделяется известный спор 2х направлений: номиналистов (научных трудов нет, основоположник – Росцелин, Франция 1050-1112) – между небом и землей существуют только единичные чувственно-воспринимаемые вещи, а идеальные понятия – это лишь имя для обозначение сходных вещей, работать нужно с вещами, а не с понятиями; реалистов (Фома Аквинский) – общие понятия (универсалии) существуют реально и предшествуют объективным вещам.