Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Структура иррационального: вера, интуиция, здравый смысл, воображение, бессознательное.
Основатель иррационализма – древнегреческий философ Плотин
Антитеза рационального – одностороннее понимание самой рациональности.
Открытая рациональность – способность рациональности к самокритике, принятию новых идей.
Виды рациональности: логическая, эмпирическая, оперативная, нормативная
Рациональность (лат. - разум), придающая решающее значение мышлению (рассудку и разуму), многообразна по своим формам, одной из которых является научная рациональность. Для последней - в отличие от других ее форм - характерно «понятийное творчество», работа с идеализированными объектами, акцентирование внимания на собственно познавательной, когнитивной (лат. - знание, познание) стороне постижения мира, а не на эмоциях, страстях, личных мнениях и т.п. В современной философии науки научная рациональность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности - индуктивистская, дедуктивистская, эволюционная, реалистическая и др. Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Однако если в других формах духовной деятельности когнитивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны (социальную, культурную, нравственную и др.).
Особенность современного научного познания состоит в усилении интереса к основаниям и предпосылкам знания.
Сегодня иррациональные знания понимаются как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, как неосознаваемые грани самого разумного. В науке иррациональное предстает в науке как не принявшие рациональные, логически определенные формы знания.
Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонент знания, которые выражаются либо в личностном неявном знании, либо в различных формах бессознательного, оказывающих существенное влияние на познавательную и исследовательскую деятельность ученого.
В научных текстах функционируют многообразные неявные основания и предпосылки, в т.ч. философские, общенаучные, этические и эстетические.
Неявные формы в научном знании – традиции, обычаи повседневности, здравого смысла, предмнения, предзнания, предрассудки.
Неявное знание м.б. понято как неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, как важная предпосылка и условие общения, познания и понимания.
Однако не всякое выраженное знание м.б. неявное. Знание м.б. объективировано неязыковыми средствами, например, в деятельности, жестах, мимике, танца, музыки.
Существование неявного знания, молчаливого знания означает, что человек знает больше, чем он может сказать.
В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, но вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процесса познания.
Понятие рациональности включает в себя разумность, целесообразность, систематичность, согласованность и упорядоченность, передаваемость и логичность суждений, действий, поведения. Существует рассудочная рациональность (жестко следующая нормам, правилам) и разумная рациональность (критически анализирующая все правила). Одна из особенностей современного научного и философского познания состоит в существенном возрастании саморефлексии науки. Наука стремится осмыслить диалектику рационального и иррационального в научном знании и деятельности. В результате обнаруживаются почти не фиксируемые ранее компоненты знания, особенно дологического и интуитивного плана. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки, понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, неосознаваемые грани самого разума. Иррациональное присутствует как необходимый творческий компонент познавательной деятельности.
Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для разных исторических эпох характерны свои исторические типы рациональности.