Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Философия науки

доступно

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» включает в себя следующие главные элементы:

   1.      математические науки во всем их объеме;  2.      логические науки почти всецело;   3.      научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом. Все эти стороны научного знания - единой науки - находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научное познание включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

   1.      Субъект науки. Это ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., а в конечном счете — общество в целом.   2.      Объект - то что изучает данная наука или научная дисциплина, то, на что направлена мысль исследователя, что может быть описано.  3.      Предмет – некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов.  4.      Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.  5.      Специфический язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности — эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования — две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне преобладает чувственное познание как живое созерцание. Здесь присутствуют рациональный момент и его формы (понятия, суждения и т.п.), но они имеют подчиненное положение. Поэтому на эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Помимо наблюдения и эксперимента в эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания — понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание как живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического исследования.

 

Счетчик