Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Этическая ценность науки определяется социальной составляющей науки, т.е. тем, что в науке относится к взаимоотношениям и взаимодействиям между людьми. Рассмотрим, из чего складываются эти взаимоотношения.
1. С одной стороны признание работы ученого напрямую зависит от успешности этой работы. С другой – результаты работы адресованы другим людям, и признание – это оценка этих людей, например, коллег. Научным знанием результаты работы ученого становятся, только получив одобрение и пройдя критическую проверку со стороны коллег.
2. Учеными люди становятся при условии, что они не только обладают определенными способностями и задатками, но и изучают интересующую область знаний, научные результаты предшественников и современников в этой области. Ньютон говорил, что все его научные результаты были получены благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов – своих предшественников. Этим он подчеркивал не только то, что новые знания невозможны вне накопленного опыта, но и высказывал моральное суждение о долге уважения к этому опыту.
3. Научный результат адресован и направлен на восприятие других независимо от осознания этого самим ученым. Результат должен быть изложен и оформлен в удобовоспринимаемой для других форме специализированным, профессиональным языком или иногда – обыденным, общеупотребительным. Осознавая это, ученые стремятся сделать свои результаты более привлекательными для успешного продвижения в конкурентной борьбе с коллегами. Ориентированность научного результата на его восприятие другими является необходимой предпосылкой деятельности ученого. Круг пользователей научного результата тем полнее и шире, чем значимее и важнее полученный результат: коллеги ученого, рецензенты журнала, читатели журнала, студенты, инженеры, другие ученые.
4. Научные достижения: всегда имеют конкретных авторов; аккумулируют усилия многих предшественников и современников; со всей полнотой раскрывают свой смысл в том, что впоследствии, опираясь на них, делают другие. К.Маркс писал: «Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью – деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, – даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек».
5. Каждый научный результат может подвергаться критической проверке со стороны научного сообщества посредством оценки методов проведения работы, источников, на которые ссылается автор, правдоподобности гипотезы и т.д. Но гарантировать достоверность научного результата научное общество не может, но может доверять или не доверять научному результату. Следовательно ученый несет профессиональную (когнитивную) ответственность за качество и достоверность своих результатов.
Выводы:
1. Научная деятельность – объект моральных суждений и оценок.
2. Этическая составляющая научной деятельности – не только допустима и возможна, а является необходимым условием научной деятельности.
3. Наука опирается на моральные основания: доверие, ответственность, изучением которых занимается внутренняя этика науки.
Часто реальные этические проблемы, возникающие в науке, имеют и внутри-, и внешне-этическое измерение. Областью изучения внешней этики науки являются взаимоотношения между наукой и обществом, проблемы социальной ответственности ученого и науки в целом.
По поводу этической стороны взаимодействий внутри научного сообщества необходимо отметить следующее: кроме участия в проведении исследований ученому приходится выполнять много других ролей, которые требуют соблюдения специфических этических норм. При их осуществлении ученый должен опираться на ценности науки и руководствоваться интересами научного сообщества.