Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - особая форма теоретического знания, которая представляет предмет исследования науки на определенном этапе ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин «картина мира» используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность мировоззрения. Термин «картина мира» используется также для обозначения научных онтологии, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие Н.К.М. используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Н.К.М. при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. как особый уровень систематизации научных знаний: «общенаучную»; «естественнонаучную» и «социально-научную»; «специальную (частную, локальную) научную» картины мира. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование Н.К.М. как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа: Н.К.М. додисциплинарной науки, Н.К.М. дисциплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.
Научная картина мира – целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения основных научных понятий и принципов.
Мировоззрение – система представлений о мире вцелом и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки, убеждения, ценностные ориентации, идеалы, принципы. Выделяют мировоззрение: житейское, религиозное, мифологическое, философское.
Научная картина мира – действенный способ формирования мировоззрения человека, одновременно – связующее звено между мировоззрением и научной теорией.
Структура НКМ:
1) концептуальный уровень – философская категория (материя, познание и т.д.), философские принципы (в основном онтологические – материальное единство мира, принцип всеобщности движения развития). Категории и принципы , конкретизирующиеся в НКМ через систему общенаучного понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера).
2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде системы и благодаря ей и описанию образов в языке, близком к обыденному, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации. Например, планетарная модель атома.
Формы НКМ:
1) по степени общности:
а) общенаучная КМ – форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках;
б) естественно-научная КМ – картина природы и научная картина в социально-исторической действительности. Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной КМ;
в) спец. КМ отдельных наук (дисциплинарные онтологии – физический мир, биологический мир, мир физических объектов, мир химических объектов и т.п.) – каждая из спец. КМ с точки зрения внутренней структуры может быть представлена как набор теоретической конструктов, образующих модель изучаемых областей.
2) в историко-культурном плане: в основном выступают естественно-научные КМ:
а) механистическая КМ;
б) электродинамическая КМ;
в) квантовариационная (квантовополевая) КМ;
г) синергетическая КМ;
д) релятивистская
Основные характеристики Н.К.М.:
- она носит парадигмальный характер (Т. Кун). Парадигма (перев- модель, образец) задает систему установок и принципов освоения мира; накладывает определенные ограничения на характер допущения гипотез; влияет на формирование методов и норм научного исследования.
- историчность н.к.м.
- объективность е.к.м. – как образ реальности, направленность на познание объективной реальности – суть науки. В современной науке объективность – общезначимость, т.е. не только познать мир, но сделать эти познания ценностью.
- научность – определенные стандарты, позволяющие отделить научное от ненаучного. Впервые в позитивизме – принцип верификации (проверяемость). К. Поппер – принцип фальсификации (опровержимость). Стандарты: строгость, достоверность, обоснованность, доказательность.
- системность.
Характеристики н.к.м. определяют ее функции:
1) систематизация знаний; она обеспечивает синтез знания и выполняет интегративную функцию.
2) обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;
3) функция быть исследовательской программой – парадигмальная функция науки, т.е. обеспечивается идентичность убеждений, ценностей, правил, норм, принимаемых в научном сообществе.
4) нормативная функция – задает систему установок и принципов
5) н.к.м. как онотлогия. эволюционирует
Процесс складывания:
1.Переход движения от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки.
2.Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных, на данный момент, научных дисциплин.
3.В понятийном каркасе этих дисциплин вычленяются общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала естественно-научной и социально-исторической, а потом и общенаучной картины мира.
4. Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включая их картины мира второго уровня, а следовательно в общенаучную картину.
5. Получаемая в итоге картина мира не просто консолидирует значения природы и общества, но и функционирует как исследовательская программа, которая дает видимость взаимосвязей между предметом различных наук и определить стратегию переноса методов из одной науки в другую.