Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Как известно эмпирический уровень наиболее полно представлен в естествознании. Эмпирический уровень служит источником фактов, эмпирических обобщений и закономерностей, которые моделируются и объясняются теорией, и которые, в свою очередь, проверяют эту теорию и ее отдельные гипотезы. Особенность эмпирического уровня состоит в том, что на этом уровне ученые взаимодействуют с реальными объектами и процессами, относящимися к изучаемой области действительности. Главными формами взаимодействия с этими объектами являются методы эмпирического исследования, а именно наблюдение и эксперимент. Наблюдение можно определить как целенаправленное, систематизированное и объективированное фиксирование количественных и качественных характеристик изучаемого объекта или явления. Наблюдение является целенаправленным, т.к. в большинстве случаев на основе теоретический предположений ученый уже знает, что будет является результатом наблюдений и знает, когда и каким образом это наблюдение нужно осуществлять.
Наблюдение является систематизированным в том смысле, что оно, как правило, выступает гармоничной частью познавательного процесса, в котором взаимодействуют эмпирический и теоретический уровни.
Наблюдение является объективированным в том смысле, что оно осуществляется при посредстве различных приборов, установок, аппаратов, т.е. средств эмпирического уровня и поэтому не опирается лишь на субъективное восприятие человека.
Эксперимент – это обусловленное наблюдение, целенаправленное, систематическое и объективированное фиксирование количественных и качественных характеристик изучаемых объектов и процессов в специально созданных, как правило, изолированных от воздействия посторонних факторов, условиях.
Средствами эмпирического уровня выступают измерит и прочие приборы, эталоны, экспериментальные установки, научные станции, компьютерная и прочая техника, специально организованные заповедники.
Например, приборы – термометр, амперметр, часы…
Эксперимент установки – штатив, пружина, груз, секундомер …
Эталоны – материально воплощенные образцы единицы СИ – метр, кг, Н, сек.
В точных науках эмпирический уровень отсутствует и соответственно средства и методы эмпирического исследования практически не задействованы или задействованы опосредованно, косвенно. В гуманитарном знании эмпирический уровень ограничен, но тем не менее присутствует и в 20 в в него проникает ряд методов и средств, адаптированных из естествознания, напр, широко применяется педагогические и психологические эксперименты. Функцию наблюдения выполняют соцопросы, тестирования. Статистическая обработка результатов таких исследований также заимствована из естествознания.
Средства эмпирического уровня гуманитарных наук существенно менее разнообразны, задействовано меньше видов приборов, технических средств, почти отсутствуют эталоны.
Теоретический уровень и его особенности в естественных, гуманитарных и точных науках.
Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим (а в математике - над содержательным уровнем), его особенностью явл то, что на нем происходит оперирование идеальными объектами, т.е. мысленными понятиями и их конструкциями, моделирующими реальные объекты. Поэтому для теорет уровня характерно использование множество методов общенаучного, общетеоретич или специфич для теории характера. К общенаучным, напр, относятся индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование. Более специфичными для теорий явл. методы идеализации, мысленного эксперимента, аксиоматизации или формализации. Специфичность теоретических методов возрастает вместе с процессом научного созревания теории. Например, в точных науках, множество специфических методов, таких как метод полной математической индукции, диагональная процедура Кантера. В естественных науках – метод постулирования гипотез, предположений, метод гипотетико-дедуктивный (на основе фактов индуктивно формируется гипотеза - от частного к общему, а затем из этой гипотезы дедуктивно - от частного к общему или от общего к общему - выводится следствие).
Для гуманитарных наук характерен метод герменевтического толкования (проникновение в духовный мир другого человека) или метод теоретического понимания ( в раскрытии целей, смысла действий субъектов, участвующих в различных событиях). Эмпатия, например, - для раскрытия смысла худ. Произведения другой эпохи.
Важнейшим средством научного знания, в частности его теоретического уровня является язык науки. Наука использует разнообразные языковые системы, для которых, как правило, характерны стремление к однозначности терминов, строгости определений, особые требования к способам аргументации утверждений и т.д. но языковые системы науки значительно разнятся в гуманитарных дисциплинах, в естественных и математических науках. Ряд гуманитарных дисциплин, теоретическое развитие которых находится на сравнительно низком уровне, использует языковые системы, близкие к естественному языку. Описание исследований в таких науках вполне доступно для понимания представителей других наук или просто человека, имеющего образование. Другие науки, даже гуманитарные, используют более сложные язык системы, в которых изобилуют абстрактные отвлеченные понятия, специфичные термины, в которых описываются абстрактные идеальные объекты и процессы. Языковые системы этих наук труднодоступны для понимания неспециалистами. Еще более абстрактными и сложными являются языковые системы наиболее развитых естественнонаучных дисциплин. В этих системах, помимо понятий и терминов, используется специфическая символика, формульные обозначения, форм. языки, схемы, и такие языковые системы практически недоступны для понимания неспециалистом. Наивысшей же степенью абстрактности и сложности, по-видимому, обладает язык системы математических дисциплин, в том числе прикладных разделов математики, так как они не только в принципе не доступны для неспециалистов, но даже не доступны без специальной подготовки для специалистов, работающих в смежных математических областях.