Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Процесс взаимодействия уровней научного знания наиболее ярко просматривается в развитии общественных наук, хотя в гуманитарных и точных дисциплинах можно наблюдать реализацию похожей схемы или, по крайней мере, ряда ее элементов. Нижним уровнем научного познания выступают эмпирические факты, к ним относятся результаты научных наблюдений, измерений, экспериментов. А многочисленные эмпирические факты позволяют делать эмпирические обобщения. В различных науках могут быть выделены многочисленные уровни или степени обобщений и высшей ступенью таких обобщений являются эмпирические закономерности. Все эти элементы входят в состав эмпирического уровня науки. Над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, а именно, теоретическая модель изучаемых объектов явлений и процессов, т.е. модель изучаемой области действительности. Модель состоит из идеальных объектов, из их конструкций, из описания взаимоотношений между ними и все вместе это служит воспроизведением изучаемой реальности и объяснением имеющихся эмпирических фактов, обобщений и закономерностей.
Из теоретической модели при помощи логики, рациональных рассуждений, здравого смысла выводятся теоретические следствия. Эти следствия представляют собой своего рода предположения, которые предсказывают те или иные события в изучаемой реальности. При помощи следствий, таким образом, ученые получают новые эмпирические факты, а эти факты в свою очередь проверяют следствия, т е подтверждают или опровергают их. Если следствия подтверждаются достаточным количеством эмпирических фактов, то они включаются в состав теории и из них выводятся новые следствия, при помощи которых получаются новые факты и т.д. Если эмпирические факты не подтверждают выведенные следствия, то происходит поиск ошибок в рассуждениях, перестроение модели и получение новых следствий, соответствующих фактам. Что касается новых эмпирических фактов, которые получаются при помощи выведенных следствий, то они включаются в состав эмпирического уровня, в любом случае, даже тогда, когда они получены при помощи ложных, ошибочных следствий. Т.о. развитие научного знания происходит в наиболее общем виде путем взаимодействия эмпирического и теоретического уровней. Хотя при этом теория, в принципе, способна развиваться самостоятельно, без обращения к эмпирическому уровню (так и происходит в случаях, когда это необходимо), все же ученые стремятся подтверждать, проверять свои теоретические конструкции при помощи эмпирических фактов по возможности чаще. Как известно, эмпирический уровень базируется на определенном философском фундаменте, включающем в себя наиболее общие представл6ения о действительности и процессе познания. Теоретический уровень также опирается на философские основания и в развитых научных теориях имеет многочисленные фил проблемы и аспекты. Все вместе это можно в упрощенном виде представить в виде схемы.