Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Философия науки

доступно

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

 Программа позитивизма как философия науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм и кризис классической науки

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В середине 19 века возникает своеобразное течение, претендующее на роль философии науки и получившее название «Позитивизм». Представители: Агюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Миль. Центральной идеей этого учения является утверждение о том, что развитие человеческого знания делится на 3 стадии: религиозно-мифологическую, философскую и научную. Также как в свое время религиозно-мифологическое миропонимание, мировоззрение устарело, в 19 веке устаревает, завершается философский этап развития человечества. Так называемые метафизические (антологические и теоретико-познавательные) понятия и проблемы устаревают, не соответствуют требованиям научности, являются псевдопонятями и псевдопроблемами. Фактически позитивизм утверждает, что философия лишилась собственной проблематики и на современном этапе должна обратиться к так называемому позитивному знанию, а именно к данным естественно-математических наук. Отдельные науки описывают ограниченные области явлений и объектов, а философия на основе данных отдельных наук должна формировать общенаучную картину мира. В ту эпоху несомненными лидерами естествознания являлись физические науки: механика, электродинамика – и на основе их результатов, а также наиболее важных результатов других дисциплин позитивисты пытаются построить развернутое целостное научное описание мира.

Крах программы позитивизма произошел в связи с возникновением кризиса классической науки, классического естествознания. Дело в том, что в конце 19 – начале 20 вв возникает ряд так называемых аномалий, то есть результатов теоретического характера и эмпирических фактов, которые оказались необъяснимы с позиций классической науки. Например, для описания явлений микромира была создана теория квантовой механики – для объяснения микромира. (материальный мир принято делить на три уровня: микромир (до размера больших молекул включительно), макромир (привычные нам объекты), мегамир (мир от размеров планеты включительно и до бесконечности)). Эта теория принципиально отличалась от естественнонаучной теорий тем, что в ряде важных случаев она неустранимым образом давала вероятностные результаты и предсказания. В классический период науки считалось, что подтвержденная обоснованная научная теория является абсолютно адекватным отражением действительности, которую она описывает (такая установка – крайний гностицизм). И кроме этого считалось, что в материальном мире отсутствует случайность, вероятность, вариативность (это механистический детерминизм). Поэтому было принято считать, что теория, содержащая вероятностные результаты предсказания неполна, т.е. не учитывает каких-то существенных закономерностей, принципов изучаемых объектов и явлений.

Вместе с этим эта теория оказалась функциональной, и никому не удавалось обнаружить, в чем состоит ее неполнота…

Было экспериментально установлено, что разделение материи на 2 вида – на вещество, состоящее из корпускул (частиц) и физические поля, имеющие волновую природу – такое деление не является абсолютным. Что некоторые элементарные частицы обнаруживают волновые свойства, а волновые процессы обнаруживают свойства корпускул. (Корпускулярно-волновой дуализм)…

Был абсолютно точно экспериментально установлен принцип постоянства скорости света.

Все вышеперечисленные результаты, а также многие другие привели к возникновению кризиса классической науки, кризиса класс естествознания и ясно указали на необходимость пересмотра фил оснований научного знания, а именно представлений о действительности и о процессе познания. Благодаря этому стало совершенно очевидным, что установки программы позитивизма потерпели крах, что так называемые метафизические проблемы не являются пережитком, не устаревают, а выступают неустранимой компонентой фил знания и научного знания в целом. В процессе становления нового неклассического этапа науки формируются новые фил основания научного знания. В частности, было признано, что научные теории не являются полным и адекватным отражением действительности, что это лишь приближенные модели, которые эволюционируют, совершенствуются, никогда не достигая абсолюта. В связи с этим, а также с тем, что было признано наличие вариативности, случайности в матер мире большую значимость в 20 веке приобретает вероятностные теории, в которых предлагается вариативное описание процессов, вариативные прогнозы и результаты и дается математическая оценка вероятности этих вариантов. В 20 веке наука смиряется с необходимостью отказа от наглядности в некоторых случаях в пользу мат достоверности и эмпирической убедительности. Преобразуются представления о действительности, а именно признается наличие случайности, нелинейность происходящих процессов. Принципиально изменяются о пространстве и времени.

Если проблемы, связаннее с теорией квантовой механики были решены признанием вариативности процессов и признанием значимости вероятностных теорий, признанием научных теорий приближенными моделями, подлежащими совершенствованию, если проблемы, подобные корпускулярно-волновому дуализму были решечены путем отказа от наглядности в пользу их математической и эмпирической обоснованности, то проблема постоянства скорости света потребовала изменения представлений о пространстве и времени.

 Новые представления были предложены физиком 20 века А. Эйнштейном, кот выдвинул сначала специальную теорию относительности.

Обобщенным и упрощенным фил фундаментом для этих теорий является след новые принципы:

1.                  Существует 4-мерное пространство-время, выступающее неотъемлемым свойством (атрибутом) материи.

2.                  Параметры пространства-времени варьируются в зависимости от расположения и движения тяготеющих масс (в окрестностях с большой гравитацией или же в системах, движущихся со скор близкой к световой пространство искривляется (сокращается в направлении движения), а время замедляется).

Все преобразования представлений о действительности, предложенные Эйнштейном стали возможны благодаря значительно более ранним результатам великого русского математика Н.И. Лобаческого, который первым решил проблему зависимости пятого постулата Евклида, не поддававшуюся математикам около 2000 лет и который первым в истории науки предложил математическое описание «Неевклидового (искривленного) пространства», создал геометрию Лобачевского.

Некоторые западные историки науки приписывают первенство Гауссу, что является искажением истории науки и имеет идеологическую основу. Сам Гаусс, будучи старше Лобачевского и называвшийся королем математики признал первенство Лобачевского. Выражением международного признания было присуждение международной премии в области математики им Н.И.Лобачевского. Эта премия была величайшей и наиболее престижной, она выступала аналогом Нобелевской, пока ее статус не пошатнулся по финансовым причинам. (5-й постулат: через точку вне прямой можно провести только одну прямую параллельную данной. Риман утверждал: ни одной параллельной.)

Только благодаря теории Лобачевского, Энштейн смог создать свои теории относительности.

Все вышеизложенное совершенно очевидно указывает на невозможность отказа от метафизических проблем, от рассмотрения и разработки фил оснований и аспектов науки. Тем не менее, идеи позитивизма получили свое развитие в след этапе в конце 19 века, названном «Эмпириокритицизм». Представители Эрнст Мах и Рихард Авенариус (махизм). Убедившись в том, что построение целостной научной картины мира без привлечения метафизических представлений на данном этапе невозможно, Мах и Авенариус тем не менее продолжают утверждать необходимость отказа от метафизических (например: материя первична, события причинно обусловлены, мир познаваем – утверждения, кажущиеся бессмысленными для представителя конкретной науки) проблем и представлений и задачу они видят в так называемой критике опыта, т.е. в исследовании эмпирических естественнонаучных знаний с целью избавления их от метафизических затруднений псевдопроблем.

Развитие науки продемонстрировало необходимость разработки ее фил оснований и тем самым выявило несостоятельность позитивистских установок, по крайней мере об отрицании осмысленности фил проблем. Это относится как к первому позитивизму, так и к эмпириокритицизму, и к послед стадиям развития этого течения.


 

Яндекс.Метрика