Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Имре Локатос был в некотором смысле ученик, последователь и критик Поппера и он предлагает собственную концепцию методологии науки, в которой еще более ярко и конкретно выражен социокультурный акцент. Локатос утверждает, что объектом осмысления философии науки должны выступать не отдельные научные теории, а так называемые исследовательские программы, включающие себя комплекс научных теорий. И в этих программах можно выделить так называемое жесткое ядро, состоящее из конвенционально (по соглашению) принятых положений, установок (в силу своей конвенциональности эти положения оказываются неопровержимыми). Можно выделить еще позитивную эвристику. В нее входит защитный пояс вспомогательных гипотез, различного рода приемы, способствующие избеганию парадоксов, тупиковых и кризисных ситуаций. При помощи позитивной эвристики исследовательская программа предвидит аномалии парадоксов и победоносно превращает опровергающие факторы в подтверждающие. Частью защитного пояса выступает негативная эвристика. Задача позитивной эвристики – содействовать открытию подтверждающих примеров и фактов, а задача негативной – обнаружение и избавление от трудностей. Локатос утверждает, что оценкой эффективности исследовательской программы служит отношение эмпирического и теоретического уровней. В исследовательской программе наблюдается прогрессивный сдвиг проблем, если научные теории, или теоретический уровень этой программы в своем развитии опережает эмпирический уровень. Если теория исчерпывающе объясняет имеющиеся эмпирические факты, если она успешна и эффективно предсказывает новые и еще не полученные факты, то в исследовательской программе наблюдается прогрессивный сдвиг. Если же теория лишь задним числом и с определенными затруднениями объясняет получаемые эмпирические факты, если ей не удается эффективно предсказывать, предвосхищать эмпирические результаты, то в такой исследовательской программе наблюдается регрессивный сдвиг проблем. Локатос пишет, что если одна исследовательская программа на теоретическом уровне объясняет и предсказывает больше и эффективнее, чем другая, конкурирующая с ней. То она прогрессивно вытесняет эту конкурирующую программу и становится доминирующей. Вытесненная же программа может быть либо упразднена или же отложена до времени. Смену одной исследовательской программы другой Локатос называет «научной революцией». Близкую к учению Локатоса концепцию разрабатывает Томас Кунн. Он утверждает, что единицей осмысления научного знания является так называемая парадигма. Он называет эту парадигму дисциплинарной матрицей. Это совокупный результат определенного этапа деятельности научного сообщества. В эту парадигму входят метафизические основания, представления о мире и процессе познания, принятые в данном научном сообществе, совокупность принятых символизмов и технических средств, которые используются без каких-либо споров и рассуждений. Третье – совокупность принятых в данном сообществе ценностей и ориентиров, относящихся к различным формам научной деятельности. Четвертое – совокупность результатов и процедур, которые в данном научном сообществе рассматриваются в качестве образцов или эталонов постановки и решения проблем.
Период, когда наука развивается в рамках одной принятой устоявшейся парадигмы, Кун называет периодом нормальной науки – период накопления эмпирических и теоретических знаний и можно сказать, что в это время наука развивается наиболее плодотворно, эффективно. Однако, с течением времени период нормальной науки сменяется так называемым аномальным периодом.
Время от времени возникает ситуация, когда испытанный метод решения проблем или получения результатов оказывается вдруг неспособным, неэффективным для решения какой-либо задачи или же обнаруженный эмпирический факт никак не удается объяснить при помощи имеющихся теоретических знаний. Или же вдруг оказывается, что в эффективно работающей теории оказывается возможным вывести противоречащие друг другу результаты и утверждения. Все вышеперечисленные случаи и другие, подобные им Кунн называет аномалиями. Аномалии, как правило, встречаются на протяжении всей истории науки, но в периоды нормальной науки эти аномалии либо удается разрешить, объяснить, либо они имеют второстепенное, побочное значение. Когда же аномалии накапливаются, когда они становятся многочисленными и с ними не справляется научное сообщество, наступает аномальный период, свидетельствующий о том, что существующая доминирующая парадигма устарела и нуждается в обновлении, либо замене новой парадигмой. В этот период интенсифицируются различные нетрадиционные исследования, возобновляются, учащаются попытки произвести операции или получить результаты, ранее признанные невозможными, и в конце концов, такой период приходит к завершению, когда начинается формирование и утверждение новой парадигмы, в рамках которой возникшие ранее аномалии успешно разрешаются. Смена научных парадигм, согласно Куну, называется научной революцией (например, смотри кризис классического естествознания).