Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Научное. сообщество (современное Понятие в философии и социологии) – совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со спец. подготовкой, социальной функцией которых является получение учений и знаний. Сам термин появился в сер. 19 в. Его автор Т. Кун (в одних источниках), в др.- Полани.
Научное сообщество (Кун) – сообщество не просто людей занимающихся познанием мира, а также исследователей, кот. разделяют некую общую парадигму. «Ликей» Аристотеля, Школа Эпикура «Сад», Стоики собирались под Стоеей
Первые университеты воз-т в Париже и Кембридже на рубеже 11-12в.
Парижский университет 1160г (Сорбонна), Болонский и Оксфордский ун-т 1167г.
Александрийская школа - в ней были сосредоточены все науки. Она завершила свое существование в 639г. (завоевание Александрии арабами). Средневековье. Монастыри, монастырские школы.
Кембриджский ун-т. Изучал в основном гуманитарные науки, при чем без специализации.
1660г. Лондонское Королевское сообщество, 1966 г. Парижская Академия наук, 1700 . Берлинская Академия наук, в России - Российская Академия Наук 1724г. и т.д.
Формы организации науки – инструм-т и мех-зм с пом. кот. наука делается частью обществ. жизни. (социализация)
Исторические типы научных сообществ: 1) фил. школы; 2) богословские шк.; 3) «Республика ученых» (с 17 в.); 4) Науч. сооб-ва эпохи дисциплинарно-организованной науки (18-19в) – по научной проблематике; 5) Междисциплинарные сообщества науки (20в); 6) Научные школы (сообщество единомышленников в плане одинаковости решения проблем); 7) Научные направления; 8) научные коллективы (врем. Объединения единомышленников, связанных одной научной программой).
Научные школы.
Надо обращать внимание на социально-профессиональное деление людей и говорить о научном сообществе как о субъекте научной деятельности.
Один из видов Н.С. – невидимый колледж (де Солла Прайс) – это коммуникативная структура науки, которая в определенной степени «неуловима» и практически неструктурированна. Важно иметь контакты!
Научный авторитет и статус ученого имеет большую роль при неформальных всязях. Невид. К. объединяет элиту ученых. Существует формальный и неформальный типы коммуникаций.
Нормы науки (по Р.Мертону):
1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний тех, кто их формулирует.
2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.
4. организованный скептицизм – ничего не принимать на веру.
Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы и современные. «Классические» научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы.
В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией поиска руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.
Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.
Научная школа выполняла:
- Воспитательную роль (приобщение к идеям, взглядам, теориям учителя, напр. Шк. Резенфорда)
- Трансляция знаний
- Кооперация научного труда
Признаки научной школы:
- основа – научная идея и исследовательская программа
- создатель – крупный ученый
- обучение и воспитание ученых, повышение квалификации, подготовка диссертаций, т.е. задачи исследовательская и подготовка научных кадров являются равноправными
- участников школы объединяют общие духовные и социальные ценности, поэтомув н.шк. создается особый способ общения, социально-психологический климат, неформальное общение.
- в н.шк. создаются условия для развития творческих способностей учеников.
Типы научных школ:
- научно-образовательная (при высш. Уч. заведениях)
- исследовательский коллектив
- школа, как научное направление (иногда интернациональное)
В школе важно иметь: научную идею, теорию, метод, личные качества лидера.
Важен стиль мышления. Научная школа относительно автономна.