Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Преднаука - специализированное знание первых цивилизаций. Древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Ведь люди следили за небесными явлениями, лечили болезни, вели простейшие расчеты, занимались приручением и селекцией животных задолго до того, как возникли первые научные дисциплины. Но это знание носило рецептурный характер - было тесно связано с конкретными практическими задачами - ведением календарей, измерением земли, предсказаниями разливов рек и т.п. Знание также хранили и передавали из поколения в поколение вместе с религиозно-мифологическими представлениями жрецы, оно было неотделимо от мифологии. Преднаука как познавательная деятельность имела такую же цель как наука, познать вещи, их свойства и отношения. Представители милецкой школы. Их интересовало, что такое первое вещество, чем оно представлено, из чего состоит; проблема множественности и единства, целого и части.
Античная наука – уже исторический тип науки в собственном смысле. Проблема – сходство и отличие соответствующей науки Древних Китая и Индии. Наука началась с Платона, он открыл способность к теоретизированию, способность к рефлексии. Античные мыслители, создававшие учения о природе - Фалес, Пифагор, Анаксимандр - многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, отличались принципиальной новизной. В отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. Эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово “теория” означает “созерцание”. Согласно Аристотелю, “теория” означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. Научное знание разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. Возникает критическая традиция: в отношении мифа и предшествующих теорий (Ионийская школа); письменность, точные понятия, безличная коммуникация (Гуссерль); универсальная модель: первоначала (стихии), замкнутый Космос, модель «макро-микрокосм.»
Период античности характеризуется развитием философии и неразвитостью зарождавшихся частных наук. Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании, стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания). Частные науки (геометрия, механика, оптика и др.) изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера; истины философии «выше» истин частных наук. Античная наука носит теоретический умозрительный характер, далекий от практических нужд.
Средневековый тип науки не меньше, чем античность, внесла вклад в развитие европейской цивилизации. Средневековая культура очень много дала для формирования науки. В Средние века задачи научного мышления кардинально меняются: главным теперь становится рациональное объяснение и описание новой реальности, зафиксированной в текстах Священного Писания. Поскольку мир и природа в этой реальности понимаются как созданные Творцом, складывается и новое понимание идеальных объектов. Средневековые ученые приписывают им не только, так сказать, «античные характеристики», но и такие свойства, как наличие «скрытых сил и энергий» (фактически, божественных, определяющих протекание природных процессов), «активность и голоса» (вещи в Средние века понимались как живые; они были созданы Богом, и последний в них присутствовал), «любовную потенцию и ориентацию» (мир был создан любящим человека Творцом). Так как человек понимает себя как «созданного по образу и подобию» Бога, он приходит к убеждению, что может проникнуть в замыслы Творца и воспользоваться его работой. Отсюда средневековые науки (алхимия, магия, астрология и др.), нацеленные на такое описание мира, которое позволяет действовать синхронно с божественными силами и энергиями, как бы на волне божественной активности и любви. Практически это означало, что идеальным объектам науки приписывались свойства двоякого рода: одни заимствовались из античных наук, а другие – из религиозных учений.
Философия христианства имела определенные черты: 1. Универсализм. Принцип- все равны перед богом. Знание-это проникновение в суть божественного творения, которая универсальна. Основа развития человечества-полис. Каждый полис своего рода космос. 2.Телеологизм-это божественное расхождение и божественное происхождение всего. Христианская идеология способствует созданию представления о времени, как она направлена, идущего из прошлого в будущее к определенной цели. Время носило циклический характер. Полис предполагал, все возвращаются на круги своя. Божественный промысел предполагает движение вперед. Характеристики времени, как прогресс, линейность, необратимость, усложнение реальности. Гуманитарные науки получили большой импульс. Средневековье породило понятие –всемирный (универсальный), исторический (развивающийся по времени) процесс. 3. Символизм. Онтологический символизм заключается в том, что любая вещь лишь знак другой фундаментальной сущности. Знак божественной сущности. Гносеологический символизм – все исполнено высшим смыслом. 4. Иерархизм , подоплекой были низшие и высшие силы: небесный и мирской мир.